В 2016-м ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) сообщила, что расстройства аутистического спектра находят у одного из 160 ребятишек. Именно поэтому так важно иметь представление о том, каковы ведущие и второстепенные признаки аутизма у детей.
Сегодня подростки могут обозвать «аутистом» замкнутого одноклассника, а педиатры освоили нежное словечко «аутята». Хотя корректно сказать – «человек/ребёнок с аутизмом». Так ничьё самолюбие точно не будет задето.
Содержание
Что такое аутизм?
Раньше аутизм считали детским вариантом шизофрении. Сейчас это мнение признали ошибочным. Теперь выделяют РАС – расстройства аутистического спектра. Это комплекс разных состояний с похожими симптомами. Основная черта – ребёнку трудно общаться, взаимодействовать с людьми, ему некомфортно в социуме. Также характерны повторяющиеся модели поведения.
Факторы риска:
- возраст родителей старше 35 лет;
- патология беременности, родовая травма;
- неблагоприятные воздействия во время беременности;
- наличие в семье детей с аутизмом, умственной отсталостью, задержками речевого развития;
- психиатрические болезни у родственников.
Аутизм и прививки
Иногда признаки аутизма у детей становятся заметны после прививок. Это тяжело для восприятия, но после – не означает вследствие. Карапузам за первый год жизни делают минимум 7 прививок, поэтому такие совпадения возможны.
Была популярна гипотеза о том, что ранний аутизм вызывает вакцина от кори, краснухи и паротита (КПК). Точнее, ртуть, которую она содержит. Из-за этой информации многие мамы отказывались вакцинировать детей. Это не снизило распространённость аутизма, зато привело к эпидемии кори.
Панику в 1998 году начал хирург, Эндрю Уэйкфилд, и его статья в медицинском журнале «Ланцет» (всемирно уважаемое издание). Врач писал о проведённом исследовании, в ходе которого оказалось, что КПК провоцирует аутизм.
Другие ученые пытались повторить этот эксперимент. Никто не смог получить даже отдаленно похожих результатов. В 2002 Кристен Мадсен рассказала о своём исследовании, которое доказало отсутствие связи между прививками и РАС.
В 2010-м суд признал, что Уэйкфилд действовал незаконно. Ему запретили заниматься практической медициной в Великобритании. После судебного решения «Ланцет» напечатал опровержение.
Подробно об этом случае можно прочитать в книге Пола Оффита «Смертельно опасный выбор».
Когда появляется аутизм?
Аутизм – врожденное состояние. Им нельзя заразиться или переболеть. Но и заметить неладное выходит не сразу. Особенно, если ребёнок – первый, и у молодой пары нет опыта общения с малышами. Тогда новоявленные родители не могут уверенно отличить возрастные капризы от тревожных сигналов.
Симптомы аутизма
Классические признаки
Существует классическая триада симптомов.
- Проблемы с социальным взаимодействием. Ребёнок избегает смотреть в глаза, не умеет показать, что ему нужно (отсутствует указательный жест, вместо него используется рука взрослого), не хочет делиться, не приветствует знакомых, не участвует в коллективных играх.
- Однообразные, повторяющиеся интересы, поведение, ритуалы. Если идти в магазин, то одной дорогой. Истерика при попытке сменить маршрут. Игры неигровыми предметами (например, между куклой и ключами выбирает ключи). Однотипные «упорядочивающие» игры: расстановка предметов по размеру, цвету. Может быть главенствующая тема интересов. Допустим, это поезда. Тогда школьник будет знать мельчайшие детали про их строение и работу, не умея при этом удержать в голове базовую информацию о мире (например, страна проживания, профессия папы).
- Нарушения в общении. Человек мало разговаривает, не пытается заговорить со сверстниками на площадке, в парке. В школе не отвечает на вопрос учителя, даже если знает ответ или отделывается односложным «угу». Испытывает сильный дискомфорт при необходимости ответить на звонок, позвонить, задать вопрос продавцу в супермаркете. Такой человек предпочтет трижды заблудиться, чем спросить дорогу у незнакомца. Будет молчать о боли, потому что терпеть ему всё равно легче, чем самому обратиться ко взрослому.
Дополнительные признаки
Дополнительные критерии аутизма:
- эхолалия (бессмысленное повторение слов за собеседником);
— Как тебя зовут?
— Тебя зовут.
— Тебя зовут Дима.
— Зовут Дима.
- снижение чувствительности к боли;
- стереотипии. У аутичных детей наблюдаются стереотипии или стимминг/стим, т.е. регулярно повторяющиеся движения, звуки. Самостимуляция имеет различные формы: накручивание волос на палец, кусание себя, выкрики, ковыряние в носу, верчение брелока и т.д.;
- самоповреждения (селфхарм);
- снижение чувства самосохранения;
- невозможность понимать социальные сигналы. Косвенные просьбы, намёки, переносные смыслы – всё это чуждо для понимания человека с РАС. «Яблоко от яблони» — для них действительно история про деревья;
Пример:
Звонит телефон. Мама спрашивает у дочери:
— Ты можешь ответить? – естественно, мама надеется, что дочь снимет трубку.
— Могу, — спокойно отвечает девочка и не двигается с места.
Телефон продолжает звонить.
- невозможность изменять своё поведение в зависимости от ситуации;
- избирательность в еде, проблемы с приёмом пищи;
- сложности с засыпанием;
- приступы агрессии, гнева;
- гиперактивность;
- снижение концентрации;
- неумение проявить эмпатию, «считать» чувства другого человека по тону, выражению лица, позе.
Все мы периодически делаем что-то из этого списка. Это нормально: бывает разное настроение, обстоятельства, самочувствие.
Важно отличить аутизм как самостоятельное заболевание от аутизации, которую вызвала иная патология (депрессия, шизофрения и т. д.).
Особенности внешнего вида
Выглядят ли иначе дети-аутисты? Как распознать их при встрече? Особенности таковы:
- человек не смотрит в глаза;
- погружен в себя, едва реагирует на происходящее вокруг;
- избегает случайного тактильного контакта;
- отсутствуют выраженные эмоции, мимика;
- при этом может быть чрезмерная неадекватная реакция на незначительный раздражитель;
- неопрятность в одежде;
- неуклюжесть.
Внешние признаки аутизма у детей до 1 года:
- ребёнок мало улыбается;
- почти не привлекает к себе внимания;
- не оживляется при виде мамы и папы;
- не гулит, не лепечет;
- взгляд фиксирован.
Всегда ли у людей с РАС есть умственная отсталость?
Не всегда. По данным ВОЗ, около 50 % людей с диагностированным аутизмом имеют такую проблему.
Уровень интеллектуального развития напрямую зависит от того, насколько своевременно начата коррекция. Чем раньше стартовала терапия, тем более высокие результаты будут достигнуты.
Нужно учитывать и сложности диагностики. Нейротипичного (обычного) ребёнка можно уговорить пройти тесты, выполнить задание. Мотивировать человека с аутизмом сделать то, что ему неинтересно, гораздо сложнее. По этой же причине затруднено обучение таких детей.
Другие виды аутизма
Синдром Аспергера (синдром саванта): все признаки РАС, помимо нарушений в когнитивной (познавательной) сфере. Характерен высокий интеллект, глубокое погружение в изучаемый предмет, сильная неуклюжесть. Такие люди получают признание в науке, искусстве.
Синдром Ретта: чаще встречается у девочек. Характерно нормальное развитие в первом полугодии жизни, после чего наступает ухудшение с потерей навыков. Отличительная черта – повторяющиеся движения кистями рук. Выглядит, будто ребёнок постоянно моет руки.
Диагностика детского аутизма
Когда мама замечает, что чадо не отзывается на имя, не смотрит в глаза, предпочитает в сотый раз разложить мишек от большего к меньшему, а не поиграть с соседским Петькой, естественно, она обращается к педиатру или детскому психологу.
Оба специалиста обязаны увидеть тревожные знаки и отправить семью на консультацию к детским неврологу и/или психиатру.
Методы исследования
Основой для постановки диагноза являются жалобы родителей, педагогов и наблюдение за ребёнком. Мать и отца тщательно опрашивают, выясняя причины их беспокойства и ход событий.
После чего применяют дополнительные методы исследования.
Метод | Для чего используется |
Электроэнцефалография | Для поиска эпилептических очагов. Эпилепсия часто сопутствует аутизму. |
МРТ головного мозга | Позволяет найти следы травм, выявить вероятные опухолевые образования, которые могли бы объяснить нарушения поведения. |
Консультация ЛОРа | Проверка слухового и речевого аппарата. Нужно убедиться, что ребёнок слышит и может ответить, но не использует эту возможность. |
Уровень гормонов щитовидной железы | Проблемы щитовидки всегда влияют на эмоции. |
Кровь на фенилкетонурию | При отсутствии лечения эта болезнь может дать схожую симптоматику. |
Тесты и опросники
Для определения аутизма применяют:
- опросник M-CHAT-R (для детей 1-2 лет);
- шкала аутизма C.A.R.S. (для детей 2-4 лет);
- тест ASSQ (для детей 6-16 лет);
- опросник на повторяющееся поведение;
- опросник для оценки эффективности терапии при аутизме.
Они есть в интернете. Их можно пройти дома, за компьютером, бесплатно.
Бывают ли взрослые с аутизмом?
В странах СНГ до сих пор «переписывают» аутизм в шизофрению, как только пациенту исполнится 18. Не нужно быть психиатром, чтобы не заметить неувязки в этой «логической» цепи.
Лечение аутизма
Доказанных методов лечения РАС не существует. Таблетки от аутизма нет. Но есть работающие методы психосоциальной коррекции. Они повышают качество жизни человека с диагнозом и его близких.
Фармакотерапия
Из медикаментов применяют нейролептики, транквилизаторы, ноотропы, витамины.
Единственный разрешенный детям нейролептик – Рисперидон. Это атипичный нейролептик, т. е. препарат нового поколения, дающий меньше побочных эффектов. Названия препаратов: Рисполепт, Рилептид, Рисперидон, Риссет. Доза подбирается лечащим врачом для каждого пациента отдельно. Расчёт производят по весу, а не по возрасту.
Цена препарата варьируется от 145 до 400 рублей за упаковку таблеток.
Диетотерапия
Применяют безглютеновую и безказеиновую диету. Исключают молоко, хлеб, пшеницу, ячмень, рожь. Чтобы оценить, работают ли пищевые ограничения, нужно продержаться без клейковины минимум полгода.
Диета получила популярность, т. к. заметно улучшает поведение у детей с РАС.
Программы реабилитации
Название | Суть метода |
АВА — терапия | Поведенческая терапия, использование окружающей среды для коррекции поведения. Очень эффективна. Эксперт в СНГ – Юлия Эрц. |
Томатис | Использование звуковых импульсов для работы с корой головного мозга. |
Анималотерапия | Лечение контактом с животными: дельфинами (дельфинотерапия), лошадьми (иппотерапия), собаками (канистерапия). |
Арттерапия | Лечение рисованием. |
Кинезитерапия, сенсорная интеграция | Лечение движением. |
Занятия с логопедом | Для решения речевых проблем. |
Такой ребёнок станет как все?
Скорее всего, нет. Маловероятно, что человек с РАС полюбит тусовки, заведёт миллион друзей, станет многодетным родителем и самым востребованным в городе тамадой.
Однако, вполне возможно, он:
- научится себя обслуживать;
- отыщет друзей;
- будет зарабатывать деньги;
- освоит компьютер и интернет;
- сделает карьеру;
- укрепит семью своих родителей;
- займется искусством.
Всё это потребует колоссальных вложений времени, сил и денег. Всё это может произойти только в семье. Ни одно закрытое специализированное детское учреждение (интернат, дом инвалидов) таких результатов не даёт.
Профилактика аутизма
Аутизм нельзя предупредить. Этот диагноз невозможно предположить во время беременности. Не существует признаков аутизма, заметных по УЗИ или анализу крови будущей матери.
Что можно сделать?
- Собрать информацию о семьях обоих партнёров. Случались ли в роду психиатрические болезни? Какие? У кого? Как развивались?
- Грамотно подойти к ведению беременности и родам. Стандартные правила: полноценное питание, сон, минимум переживаний, компетентный акушер-гинеколог в родзале.
- Иметь настороженность. Смело задавать педиатру вопросы. Если ответ участкового врача не успокоил, обращаться за консультацией к другим специалистам. Что-то смущает в развитии малыша? Всегда умнее перестраховаться.
- Уже есть ребёнок с РАС? Это не запрет на следующие беременности. Однако консультация генетика при планировании необходима.
У моих друзей ребёнок с аутизмом. Как с ними общаться?
Не верно | Верно |
Наука не стоит на месте, вылечат! | Ты научишься с этим жить. Если я могу помочь, я рядом, только скажи. |
Ты, наверное, пила во время беременности, да? Ну, если честно? | Промолчать. |
Это всё из-за прививок, да? | Промолчать. |
Я слышал, помогает гомеопатия/обтирания кровью гадюки/заговоры/гипноз! Почему ты не пробуешь? | Что вы уже пробовали? Чем я могу помочь? |
Сдайте его в интернат, молодые ещё, нового родите! | Промолчать. |
Я не умею общаться с… ТАКИМИ. | Подскажи, я должен что-то знать, чтобы не навредить? |
Способы помочь:
- собрать материальную помощь на работе/в спортклубе и т. д.;
- помочь с уборкой/готовкой;
- посидеть пару часов с ребёнком;
Это требует больших усилий, чем возня с нейротипичным школьником, но всё абсолютно реально. Такая помощь очень нужна, потому что маме иногда хочется на маникюр или попить кофе одной, а вот бабушек-энтузиасток после постановки диагноза становится в разы меньше.
- обсудить, в какой информации нуждается семья (курсы реабилитации, школы с инклюзией, тьюторы, педиатры), и посёрфить интернет на эту тему;
Не нужно скидывать всё подряд с тегом #аутизм.
- продолжать общение, приглашать на мероприятия в прежнем режиме.
Что почитать и посмотреть про аутизм?
Фильмы:
- «Человек дождя»;
- «Меркурий в опасности»;
- «Тэмпл Грандин»;
- «Другая»;
- «Антон тут рядом».
Книги:
- Марк Хэддон «Загадочное ночное убийство собаки»;
- Марти Лейбмах «Дэниел молчит»;
- Оливер Сакс «Антрополог на Марсе»;
- Ирис Юханссон «Особое детство».
Фотографии:
- Работы Тимоти Арчибальда.
Заключение
Люди с сахарным диабетом придумали фразу: «Диабет – не болезнь, а образ жизни». С аутизмом та же история.
Быть родителем ребёнка с аутизмом – это жить по-другому. Мамы особых детей привыкли, что на детской площадке достижения их сына или дочери не котируются. А ещё они знают, что счастье совершенно не в этом.
Спасибо…
Умная статья, что редко.
Большое спасибо!
Хотите как лучше, а получится как всегда.
Добрый день! А я бабушка. Диагноз внуку еще не поставлен. Просто заметила некоторые особенности в развитии малыша. Заставила маму обратить на это внимание, очень мягко постаралась это сделать. В результате мама на меня обижена. Но в итоге внимание обратили оба родителя. И я рада тому, что послушались. Теперь верю, что все будет хорошо.
Спасибо за статью. Это тот случай, когда человек знает о чём говорит.
Я бабушка, замечаю особенности в поведении внучки, но все, на что я обращаю внимание, невестка делает наперекор. Как мягко указать, чтобы они обратились к специалисту вовремя?
Здравствуйте, Нина. Скорее всего, ваша невестка сама замечает особенности ребёнка, но старается от этого отгородиться. Важно, чтобы она сама это заметила и приняла. Конечно, тут всё будет зависеть от многих условий и нюансов, поэтому советы давать нелегко. Можно воздействовать через сына (мягко и ненавязчиво). Можно побывать вместе на каком-нибудь празднике/открытом занятии в садике (яслях, школе), чтобы мама увидела особенности малыша. Но это, разумеется, при условии, что ребёнок посещает учебное заведение.
Сегодня в гости приходили друзья с сыном, ему чуть больше 2х лет. Я не сразу поняла, что с ним не так, пока мать не сказала про диагноз. Тогда я стала внимательно смотреть на его поведение. После их ухода нашла эту статью. Многие признаки налицо. Аутизм плюс гиперактивность. Нельзя списать на незнакомую обстановку и чужих людей. Мальчик не контактирует, не интересуется игрушками, быстро отвлекается. Не реагирует на своё имя, не смотрит в глаза, не ждёт реакции от взрослых. Речь отсутствует, некоторые бессвязные звуки есть. Взял палку, стучит по дивану, машет. Ударил себе по лбу. Пауза. Продолжил махать. Опять удар. И ещё раз. Любой ребёнок с первого удара установил бы связь. Пользуется (иногда) рукой матери, чтобы взять предметы. Внешне обычный ребёнок, симпатичный малыш.
После их ухода нахожусь в шоке. На всю жизнь такая история. Его отец не верит диагнозу, отмахивается. Мать и бабушка без сил. Им только недавно его сообщили, они ещё не успели научиться с этим жить. Думаю, что со временем жизнь у них наладится и ребёнок станет более адаптированным и компенсированным.
Другими глазами посмотрела на своих детей. Количество претензий к ним снизилось. Цените то хорошее, что есть.
Здравствуйте!
Заметила все перечисленные Вами симптомы у сынишки (3,5 ) племянника. Заметила давно, что ребенок особенный. Впечатление, что видим все мы, кроме родителей и дедушки-бабушки. Пыталась мягко направить на обращение к специалистам, как минимум психологу и логопеду. Тщетно! Поняла, что люди просто не готовы принять диагноз и как страус прячут голову в песок. Как объяснить родителям, что они теряют драгоценное время?
А я верю в то, что аутизм излечим. И лучший доктор это родители. Совет для тех, кому поставлен диагноз или заметили неладное: играйте с ребенком, найдите подход, игры очень помогают лучше любой терапии. У нас с женой ребенку 1.8 заметили странность еще в один год и стали заниматься. Научили самого кушать, гулять, стал лучше смотреть в глаза. Психиатр заподозрил РАС, но пока не ставит, уверен, мы справимся.
Игра — основа взаимодействия с ребенком, вы абсолютно правы в этом. Не обязательно противопоставлять терапию играм, одно вполне может быть частью другого. То, что мы, взрослые, назовем иппотерапией, для ребенка вполне может оказаться игрой с лошадками.
Вы могли бы рассказать, что именно вас насторожило?