Жан Маре – известнейший французский актер ХХ века. Он играл роли рыцарей, дворян, благородных разбойников в приключенческих исторических фильмах, большинство которых вошло в Золотой фонд кинематографа. Костюмы времен королей необыкновенно шли артисту, а его мужественная внешность и красивое лицо заставляли девичьи сердца учащенно биться.
Фильмы с Жаном Маре, снятые в 40-е, 50-е и 60-е годы, поражают динамикой и обилием трюков. Во всех сложных и опасных эпизодах актер участвовал без каскадера. Более того, с риском для жизни он делал по несколько дублей. К счастью, Маре не пострадал и дожил до глубокой старости. Прекрасная физическая подготовка позволила ему сниматься в кино и играть в театре до середины 90-х. Зрители, выросшие на его костюмных картинах, по-прежнему любили его героев и хотели видеть актера на сцене.
Содержание
Детство и юность
Жан Альфред Виллен-Маре родился в портовом Шербуре 11 декабря 1913 года. Его отец Альфред был по профессии ветеринаром, а красавица-мать Алин Мари – домохозяйкой. В семье было двое детей: Анри и Жан. Дочь супругов умерла незадолго до рождения младшего брата.
В 1914 году отца Жана призвали на военную службу, и он вновь воссоединился с родными уже после окончания Первой мировой войны. В раннем детстве Анри и Жан часто оставались с бабушкой, так как Алин Мари воровала вещи в магазинах, чтобы потом продать. Время было тяжелым, и она таким образом содержала семью. Жан обожал мать, и для него разлука с ней являлась настоящей трагедией.
Правда, младший сын не радовал ее успехами в учебе, постоянно попадая в скандальные истории с розыгрышами учителей и одноклассников. Он хорошо рисовал, и живопись была одной из немногих освоенных им наук. Жану казалось, что он прекрасно читает стихи и готов стать артистом без траты времени на обучение профессии.
При поступлении в Парижскую консерваторию он проваливался 3 года подряд и тщетно пытался получить хотя бы небольшую роль в театре. Однажды молодому человеку повезло – его пригласили на пробы в кино. Посмотрев отснятый материал, Маре пал духом: с экрана на него смотрел юноша с вытаращенными, испуганными глазами, который фальцетом произносил слова роли.
На жизнь Маре зарабатывал на фабрике, а позже в фотоателье, позволявшем бесплатно распечатывать свои портреты, чтобы рассылать их по студиям. Первая пробная съемка продемонстрировала необходимость получения специального образования, и в 1933 году Жан поступил на актерские курсы Шарля Дюллена. Еще до начала творческой карьеры, он избавился от неблагозвучной части своей фамилии и оставил только краткую – Marais.
Начало творческой карьеры
В 1934 году Жан Маре исполнил крошечные роли в фильмах «Скандал» и «Искатель приключений» режиссера Марселя Л’Эрбье. После выхода картины дебютант едва обнаруживал себя на экране, но упорно посещал кастинги студий и театров, и время от времени ему удавалось получать работу.
Судьбоносная встреча молодого актера с гениальным писателем и режиссером Жаном Кокто состоялась в 1938 году. Студенты различных актерских курсов общались меду собой и обменивались информацией о готовящихся постановках.
Услышав о наборе статистов в спектакль «Царь Эдип» по произведению Кокто, Жан Маре пришел на сбор труппы и познакомился с режиссером. Того поразила мужественная внешность Маре и достоинство, с которым тот держался.
В результате актер едва не получил главную роль, но под давлением остальных участников спектакля Кокто вынужден был отказаться от этой идеи. Публика принимала «Царя Эдипа» плохо, и Жан Маре, выходивший на сцену в небольшой роли, бросал грозные взгляды на первые ряды, чтобы успокоить смутьянов.
Помимо театральных работ, режиссер снимал его в своих фильмах и познакомил с культовыми личностями: Коко Шанель, Эдит Пиаф, Лукино Висконти, Пабло Пикассо и др. Вначале те воспринимали Маре как смазливого юнца, но каждая его новая роль в фильмах «Вечное возвращение», «Красавица и чудовище», «Орфей» заставляла менять мнение.
Кокто видел в протеже романтического героя и задействовал его в соответствующих картинах, однако гораздо большую известность Жан Маре приобрел, снимаясь в фильмах «плаща и шпаги».
Самые известные фильмы с участием Жана Маре
В Советском Союзе любой фильм с участием французской звезды становился значимым событием. Зрители стояли в очереди за билетами, а мальчишки во дворах разыгрывали сцены из увлекательной ленты. В 50-е годы популярность Жана Маре была высочайшей во всем мире.
Красивые и благородные персонажи исторических картин вызывали не меньший интерес, чем личность самого актера. Многих его роли заставили изучать историю Франции и мечтать о путешествии в эту страну.
«Граф Монте-Кристо»
Герой романа А. Дюма, превратившийся после заточения в темнице из моряка во всемогущего графа, по признанию публики и журналистов, был лучшим Эдмоном Дантесом всех времен. Маре гармоничен и эффектен в этой роли.
Превосходство графа Монте-Кристо над врагами очевидно, но все равно он вызывает огромное сочувствие.
«Капитан»
Картины «Капитан», «Горбун» и «Тайны Бургундского двора» стали результатом сотрудничества актера с кинорежиссером Андре Юнебелем. В его фильмах он играл отважных дворян, сражающихся за будущее страны. В «Капитане» Маре играет де Капистана, спасающего трон юного Людовика XIII.
«Горбун»
«Горбун» в некотором роде стал предшественником «Фантомаса». В исторической ленте Маре меняет свой облик, превращаясь из шевалье Лагардера в мрачного горбуна. Он защищает дочь предательски убитого герцога де Невера, которая впоследствии становится его женой.
Множество схваток и дуэлей держат зрителя в напряжении до конца действия, хотя невозможно поверить, что кто-то сумеет победить героя Жана Маре.
Серия фильмов «Фантомас»
Обнаружив оригинальный сценарий о таинственном злодее Фантомасе, Андре Юнебель задумал объединить в одной картине мужественность и харизму Маре с комедийным даром Луи де Фюнеса. Зрители пришли в восторг от экранной пары, после чего появилось еще два фильма этой серии.
Жан Маре сыграл в них сразу две роли: журналиста и Фантомаса, а де Фюнес – инспектора Жюва, тщетно пытающегося совладать с преступным гением последнего. В первые же месяцы показа каждая картина становилась лидером проката, потому что ее пересматривали по много раз.
Другие грани таланта
Жан Маре прекрасно рисовал, и всегда находил время, чтобы посвятить его этому занятию. Он любил изображать портреты друзей и коллег и, кроме того, делал наброски будущих скульптур. Ваяние было его страстью и неизменно ему удавалось.
В конце жизни на вилле под Каннами Маре отвел большое помещение под мастерскую и в нем в одиночестве творил. Эльдар Рязанов, снимая передачу о знаменитом актере, был удивлен его мастерством скульптора. Произведения Маре хвалили и Пабло Пикассо, и другие известные художники.
Личная жизнь
Маре не скрывал своей бисексуальности. Имя артиста всегда связывают с писателем Жаном Кокто. Этот талантливый прозаик и поэт влюбился в красивого юношу с первого взгляда, и несколько лет с 1938 по 1942 гг. они жили вместе.
Кокто заинтересовал Маре чтением классики, изучением искусства. Актерское мастерство Жана сделало колоссальный скачок после начала работы с режиссером. Под руководством наставника Маре хотел учиться, и ему это легко давалось. В свою очередь он, как мог, боролся с наркотической зависимостью Кокто. В артистических кругах их называли «Два Жана».
В 1942 году артист женился на партнерше по фильму «Кровать с балдахином» Миле Пирели. На съемках у них завязался страстный роман, и они сняли общую квартиру.
Спустя 2 года брака Маре увлекся актрисой Мишель Морган и подал на развод, но она, одна из немногих, устояла перед его обаянием. Ее любовью был Анри Видаль, и пара вскоре связала себя официальными узами.
После войны у Маре завязались бурные отношения с Марлен Дитрих. В 50-е он познакомился с привлекательным танцовщиком Жоржем Райхом и появлялся с ним на вечеринках и фестивалях на протяжении почти 10 лет.
Начало 60-х выдалось для актера непростым. После продолжительной болезни скончался его отец. Маре ездил к нему в Шербур, чтобы попытаться наладить отношения. По возвращении в Париж мать сообщила ему, что Виллен-Маре ему не родной отец, а биологическим на самом деле является его крестный.
В это же время тяжело заболел старший брат Жана, Анри. Артист помогал ему, но болезнь победила, и тот умер в Париже. В 1963 году Маре потерял и Жана Кокто, с которым всегда поддерживал теплые отношения.
После всех утрат и расставания с Жоржем Райхом Маре решился на усыновление подростка-сироты. Им стал цыган Серж Айал. Если актер мечтал о повторении тех отношений, которые были у них с Кокто, то он жестоко ошибся.
Награды и номинации
За военную службу во время Второй мировой войны актер получил Военный Крест. Он водил бензовоз на передовую для заправки военного транспорта.
За первую же главную роль в картине Жана Кокто он получил премию «Бемби». Всего у артиста 4 этих немецких медиа-премии. Также он был награжден призом венецианского МКФ «Серебряный лев» и Орденом Почетного легиона.
В 1993 году Маре получил почетный «Сезар» за выдающиеся заслуги в кинематографе. Многие картины, в которых играл Жан Маре, выдвигались на различные международные премии и завоевывали их.
Последние годы жизни и смерть
С возрастом Маре стал сниматься реже. По его собственному признанию, в конце 60-х ему еще предлагали кинороли благородных борцов за справедливость, но он отказывался от них. Не раз сыгранный образ казался ему навязчивым и надоедливым.
В 70-е годы предложений практически не стало, и он сосредоточился на театральных постановках. Маре сам режиссировал пьесы Жана Кокто и подбирал для них декорации и костюмы.
Купив виллу на Лазурном берегу, в Вилларисе, он занялся живописью и изучал гончарное ремесло. В 1988 году ему диагностировал рак костного мозга, но окружающие скрыли от него диагноз. Актер продолжал работать в театре и считал недомогания признаками надвигающейся старости.
Жан Маре сильно простудился в 1996 году и заболел пневмонией, после чего его здоровье уже окончательно не восстановилось. С журналистами он шутил, что перед премьерой спектакля по пьесе Шекспира «Буря» попал под ливень и едва остался жив.
Название бессмертного произведения будто вызвало «всемирный потоп». В начале 1998 года он еле передвигался и 8 ноября скончался от отека легких. На его надгробии установлены сказочные животные по его же эскизам.
Президент страны Жак Ширак отметил, что вклад Жана Маре в развитие французского искусства неоценим.
Интересные факты
До конца жизни Жан Маре восхищался творчеством Жана Кокто и, подобно тому, написал несколько книг и самостоятельно иллюстрировал их. Одним из произведений стали детские сказки, остальные посвящены воспоминаниям о Кокто.
Собственную биографию Маре изложил честно и без прикрас. Он не скрывал ни недостатков характера, ни призрачных детских надежд на будущую славу. Единственное, про что он никогда не рассказывал, – каких огромных усилий стоила подготовка трюков и преодоление сложностей во время съемок.
Коллеги отзывались об актере, как о чрезвычайно харизмтичном и приветливом человеке, который, правда, мог и вспылить. Это случалось, когда к нему относились неуважительно и опаздывали на встречи или без причины отвергали его точку зрения на съемочный эпизод или сцену из спектакля.
Заключение
Фильмы с Жаном Марэ еще долго будут пересматривать, так как в наши дни отвага и благородство редки, поэтому особо ценятся. Нельзя сказать, что приключенческие картины «плаща и шпаги» остались в прошлом. Кинематограф вновь и вновь возвращается к знакомым сюжетам, изменяя и интерпретируя их по-новому.
Тем интереснее взглянуть на героев Маре, ведь подготовку к каждому фильму вела целая группа профессионалов: режиссер, сценарист, костюмеры, операторы. Имена многих тоже стали легендарными. Такие люди совместно могли создать только бессмертные картины, которые с удовольствием смотрят и наши бабушки, и дети.
Все и всегда будут восхищаться творчеством-работой Жана Маре. Герои фильмов, созданные им на экране, будут бессмертны. Преклоняюсь перед творчеством этого прекрасного актёра.
Любимый с детства актёр. Это красивый, великий актёр, с великим талантом, с героическо-рыцарскими ролями и с дерзким, вдохновенным и благородным взглядом. Если в наше время переснять все его фильмы, то не найти замены на его роль . Он незаменим! Жан Маре жив и будет жить вечно в наших сердцах. Любим, помним, чтим, уважаем!