Невероятное превращение провинциального мальчика в одного из самых востребованных артистов огромной страны – вот как следует охарактеризовать жизнь такого небезызвестного киноактёра, как Владимир Зельдин.

Зельдин Владимир Михайлович значительно выделяется среди прочих не только способностью к перевоплощениям, но и блистательным прошлым. Жизнь и творчество Зельдина были полны взлётов и падений, разочарований и прорывов. Не стоит удивляться: этот человек прожил 101 год. Как же прошел век Владимира Зельдина?
«Знаете, когда меня спрашивают о возрасте и моих ощущениях, всегда на ум приходит такое: я почти век – Век! – прожил на этой земле, а он промчался как миг! Уж поверьте мне», – говорил актёр.
Содержание
Детство и юность
Семья Владимира Михайловича
10 февраля 1915 года в ту пору еще Тамбовской губернии в Козлове (переименован в Мичуринск) появился на свет Владимир Зельдин. Отец – еврей по происхождению. Ради желанного музыкального образования Михаил Зельдин принял православную веру.
Анна Николаевна Зельдина (в девичестве Попова) работала учительницей музыки, но посвятила себя домашним делам и заботе о детях. У Владимира был старший брат Юрий и три сестры: Ирина, Нина и сводная Леночка. Всех своих ближайших родственников Зельдин пережил на значительное количество лет.
В поисках себя
Зельдины часто переезжали: во время Гражданской войны в Тверь, к дальним родственникам. А потом и в Москву. В столице Владимир пошёл в пятый класс военизированной школы. Вся семья обладала значительными музыкальными способностями, будущий актёр рано обучился играть на трубе, скрипке и рояле.
Отец замечал в нем серьёзные задатки и надеялся, что Владимир пойдёт по его стопам. По этой причине, когда сын попытался попасть в Государственную балетную школу при Большом Театре, Михаил Евгеньевич помешал ему исполнить мечту. Черная полоса для Владимира продолжилась: спустя 2 года после этого от саркомы умер отец, а через несколько лет из-за воспаления лёгких скончалась мать…
Избежать печальной участи беспризорника ему помогла железная дисциплина военизированной школы. К тому же друг отца – военный дирижёр – с участием отнёсся к судьбе мальчика. Благодаря его вмешательству параллельно с учебой Зельдин смог работать трубачом в настоящем военном оркестре. Уже в 15 лет он носил погоны, чем был крайне горд. Благодаря музыке он впервые заработал такие нужные для семьи, потерявшей кормильца, деньги.
После окончания школы Зельдин даже задумывался о карьере военного, но из-за слабого зрения юноши и эти планы сорвались. Именно в школе Владимир Михайлович увлёкся спортом и окончательно отказался от спиртного и иных вредных привычек. Этой идеологии Зельдин придерживался до глубокой старости: «Правда, у меня нет никаких вредных привычек. Абсолютно! Я не пил и не пью алкоголя вообще – ни вина, ни более крепких напитков».
Первые творческие успехи
После учёбы Зельдин устроился на завод, как ученик слесаря. Но и тогда он не переставал заниматься творчеством: участвовал в художественной самодеятельности. Владимир понял, что именно это его призвание, и окончательно решил связать свою жизнь с театром.
В тридцатых годах двадцатого столетия он отправился на пробы в творческие мастерские при МОСПС. Всё устроила простая случайность: прогуливаясь по городу, юноша увидел объявление о поиске актеров. Впечатлив комиссию артистизмом и феноменальной памятью, он был зачислен на курс Евгения Аркадьевича Лепковского. Чему сам Владимир был крайне удивлён.
Артистическая среда позволяла актёру ощущать себя на своем месте. Но в составе театра Моссовета актер играл только три года, после чего сменил коллектив на Центральный театр транспорта. Здесь у него появилась возможность участвовать в спектаклях по мотивам произведений мировых классиков: Шиллера, Островского и Шекспира.
Самые популярные роли Зельдина
На счету актёра далеко за 60 работ в разных проектах. За всю свою жизнь он играл на сценах 4 крупных театров России и Советского Союза, был артистом фронтовой бригады в период Великой Отечественной. А вот и его особо известные роли.
«Свинарка и пастух»
Формально работа в ленте «Свинарка и пастух» не была первой ролью Зельдина, он уже мелькал в эпизодических ролях. Но съёмки у Пырьева сделали Владимира Зельдина знаменитым.
Его герой Мусаиб Гатуев умело держится на коне, обладает необычайной харизмой. Может показаться, будто Мусаиба играет человек, выросший среди южных гор, но залог успеха в способности Владимира Михайловича перевоплощаться и быстро вживаться в новые образы. А композиция «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве» в исполнении Зельдина и Марины Ладыниной надолго полюбилась публике.
Работа продолжалась вопреки суровым условиям войны. Но ночами из-за интенсивных бомбёжек и авианалётов Зельдин следил, чтобы зажигательные смеси не привели к возгоранию зданий. В поздних интервью Владимир Зельдин отмечал, что фашисты были крайне пунктуальными даже во время налётов: первый совершался в 14:00, а второй – в 19:00. «Свинарку и пастуха» снимали между атаками в полуразрушенных павильонах ВДНХ.
«Сказание о Земле Сибирской»
Владимиру Михайловичу удалось поучаствовать в съемках третьего цветного советского фильма в 1947 году. Ему досталась роль друга главного героя – пианиста Бориса Оленича, не самая яркая в фильме, но занявшая достойное место в истории его жизни. Это была очередная работа с одним из любимейших режиссёров Зельдина: Иваном Александровичем Пырьевым.
Сам актёр очень тепло отзывался о работе над «Сказанием о Земле Сибирской». Даже заявлял, что это один из фильмов, который его «сделал».
«Дядя Ваня»
Зельдин не только участвовал в постановке по Чехову, но и сыграл в фильме. К слову, именно роль Серебрякова в « Дяде Ване» актёр считал своей самой успешной и качественной работой. Пробы посещало множество талантливых артистов, но режиссёр Кончаловский никак не мог утвердить ни одного из них.
Все решила глупая шутка: когда один раз у Зельдина гостил Смоктуновский, первый изображал лондонского франта. Как только Иннокентий Михайлович увидел друга, он воскликнул: «Да вот же он, Серебряков!»
«Десять негритят»
В 1970-1980 Владимир Зельдин особо часто снимался. К тем же годам относится роль в кинофильме «Десять негритят» – артисту достался образ старого судьи Уоргрейва. Там он вжился в амплуа коварного злодея. Как говорил позднее сам актёр, съёмка с режиссёром Станиславом Сергеевичем Говорухиным стала огромным опытом для него. Работа над лентой велась в Крыму, в «Ласточкином гнезде» и его фанерном двойнике, где проводились все комбинированные съёмки.
«Говорухин умел сплотить актеров, сделать так, чтобы все мы играли в одну игру. И знал, какой игры от нас хочет: вот тут, пожалуйста, в «дурака», а вот тут – уже в покер», – говорил актёр.
Другие картины
Фильмография и список телевизионных проектов, в коих фигурировал Владимир Зельдин, содержит не менее 62 пунктов. Дело в том, что в роли статиста он участвовал в съемках большего числа киноработ, но не попадал в титры. Особенно часто такое явление происходило в начале его карьеры.
Среди кинофильмов, стоящих просмотра: «Царская невеста» (1964), «Вино из одуванчиков» (1971) и «Укрощение строптивой» (1961). Также актёр участвовал в съемках сериалов, в том числе и детских. Зельдин не единожды фигурировал в эпизодах киножурнала «Ералаш».
«Сейчас на экране много темноты, ни черта не разглядишь, сплошное мельтешение. Совсем нет крупных планов: не видишь ни глаз, ни внутреннего мира актера», – сетовал артист.
Театральные роли
Театральная биография Зельдина не менее богата. В двух своих первых театрах артист сыграл не менее десяти ролей. В годы войны он работал в Алма-Атинском русском драматическом театре. Но гораздо большая доля постановок пришлась именно на период игры в Театре Российской Армии, на этой сцене Владимир Михайлович Зельдин провел 7 десятков лет.
Среди наиболее прославленных постановок, в коих он участвовал:
- «Укрощение строптивой», Уильям Шекспир;
- «Дядя Ваня», Антон Павлович Чехов;
- «Человек из Ламанчи», Дейл Вассерман и Джон Дэрион;
- «Давным-давно», Александр Константинович Гладков;
- «Дядюшкин сон», Фёдор Михайлович Достоевский;
- «Без вины виноватые», Александр Николаевич Островский;
- «Коварство и любовь», Фридрих Шиллер;
- «Васса Железнова», Максим Горький;
- «Собака на сене», Лопе де Вега.
«Учитель танцев» – важная веха жизни Зельдина
Жизнерадостная пьеса «Учитель танцев» на основе произведения Лопе де Вега пользовалась спросом у жителей страны, измученной войной. В амплуа Альдемаро Владимир Михайлович дебютировал в Театре Российской Армии. В постановке «Учитель танцев» актёр бессменно участвовал целых 29 лет. За все эти годы актёр выходил на театральные подмостки не менее 1000 раз, поучаствовал в киносъемках одноименного телеспектакля в 1952.
К 95 дню рождения актёра режиссёр Юлий Гусман поставил «Посвящение», в котором было много отсылок ко всем известной постановке. Там Владимир Зельдин играл почти себя: Неделин, герой спектакля, грезит вновь поставить на большой сцене «Учителя танцев».
Личная жизнь великого актёра
Первое супружество Зельдина пришлось на 39-40 годы двадцатого века. Людмила Мартынова была его женой. Она трудилась в Театре Транспорта, была привлекательной и неординарной личностью, интересовалась современной живописью,поэзией. После недолговременной семейной жизни и увлечения другим мужчиной, она переехала в Украину. В 1941 у Владимира и Людмилы родился сын, но вскоре мальчик умер из-за воспаления лёгких.
Отношения с Генриеттой Тимофеевной Островской продлились 15 лет. Народная артистка РСФСР впервые встретила своего будущего супруга в том самом спектакле под названием «Учитель танцев». Владимир Михайлович считал свою Гисю невероятно способной, они неоднократно играли в постановках вместе.
Разница в возрасте Зельдина и его последней супруги – практически 20 лет. Встреча Владимира Михайловича и Иветты Евгеньевны Капраловой произошла случайно. Она взялась организовывать вечер творчества для нуждающегося в работе Зельдина и Владимира Борисовича Сошальского, его знакомого.
Благодарные после успешной поездки, Зельдин и Сошальский решили пригласить Иветту Евгеньевну в ресторан «Националь». Тогда это был один из лучших ресторанов страны. Владимир Борисович не смог присутствовать на встрече, поэтому Капралова направилась туда лишь с Зельдиным. Так произошло их первое свидание.
Артист добился руки возлюбленной только спустя два года. Будущая тёща выступала против брака из-за слишком серьёзной разницы в возрасте. Но в 1964 Владимир и Иветта расписались. Они провели вместе почти полвека. Иветта Евгеньевна, подобно героине романтического произведения, скончалась через 3 месяца после смерти мужа.
Интересные факты
- На съемки кинокартины « Свинарка и пастух», принесшей Зельдину первую серьезную славу, он попал абсолютно случайно. На одном из спектаклей его заметила помощница режиссёра. На пробах была большая конкуренция: роль планировало занять множество актёров из Грузии. Отчаявшись выбрать самостоятельно, режиссёр картины Иван Александрович Пырьев собрал всех женщин съёмочной группы и велел им указать на подходящую запись проб. Выбор дам пал на молодого Зельдина.
- 7 октября 2013 года Зельдин принял участие в московской эстафете Олимпийского огня. Он стал самым пожилым факелоносцем за всю историю Игр. Рекорд артиста смог превзойти только 101-летний мужчина из Новосибирска.
- Хорошая физическая подготовка Владимира Михайловича позволяла ему выполнять многие актёрские задачи самостоятельно, к примеру, навык верховой езды пригодился ему уже в первой известной картине – во время игры в фильме « Свинарка и пастух». Уже в почтенном возрасте актёр продолжал ездить на лыжах, а ранее любил коньки.
- Ещё один наглядный пример: постановка « Учитель танцев» шла более трех десятков лет, поэтому костюмы актёрам меняли неоднократно. Для находящегося в отличной форме Владимира Зельдина их шили по одной и той же мерке.
Награды и признание
За свою долгую жизнь Зельдин получил ряд заслуженных наград. Как государственных, так и общественных. Наиболее значительны из которых следующие.
- Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
- Заслуженный артист РСФСР.
- Народный артист РСФСР.
- Народный артист СССР.
- Почётный гражданин Тамбовской области.
- Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
- Международная Премия Станиславского.
- Национальная премия «Россиянин года».
- Приз «За честь и достоинство» Национальной театральной премии «Золотая маска».
Последние годы
Верный профессии, Владимир Михайлович встретил столетие на сцене Театра Российской армии, а на следующий год играл в спектакле «Танцы с учителем», который был посвящен ему самому. Зельдин вел активную социальную жизнь: принимал участие в праздновании дня рождения Москвы, болел за ЦСКА и всегда был не против общаться с прессой.
Он доиграл до конца. В 2015 вышла кинолента « Убежать, догнать, влюбиться», где Зельдин сыграл роль Человека-Легенды, а последняя его театральная премьера – пьеса «100, или Танцы со временем».
Владимир Михайлович умер осенью 2022 года в НИИ скорой помощи имени Склифосовского по причине полиорганной недостаточности. Это стало большим ударом для поклонников артиста и его семьи. Соболезнования родственникам приносили не только коллеги по сцене, но и президент, который навещал Зельдина на день рождения за несколько лет до этого.
Церемония прощания с великим актёром состоялась спустя четыре дня в родном для него Театре Российской армии, а похоронили Владимира Михайловича Зельдина со всеми воинскими почестями на Новодевичьем кладбище.
Заключение
Память о великих людях не стирается. В 2022 году Почта России выпустила лимитированную марку с портретом Владимира Михайловича, а 13 июня этого же года на его могиле появился памятник из бронзы. Актер изображён в костюме Дона Кихота. Небрежная рубашка, мечтательная поза, изящно поднятая рука…
Автор монумента Максим Малашенко тонко прочувствовал натуру Владимира Зельдина, ведь актёр сам говорил не раз: «Истинное величие в искусстве никогда не гремит своими доспехами».