Советские мужчины с удовольствием смотрели зарубежные фильмы и любовались дивами французского и итальянского кинематографа. И все же дома, в качестве жены, им хотелось видеть женщин, похожих на российских актрис. Ирина Мирошниченко являлась абсолютным лидером этого негласного выбора. Статная красивая блондинка украшала своим участием любой выходящий на экраны фильм. Ее стиль копировали, а фраза «вы напоминаете Мирошниченко» была лучшим комплиментом особе женского пола.
Ирина долгое время была одной из самых эффектных звезд советского кино, однако в театре она тоже оставила яркий след. Ежегодно, на протяжении двух десятилетий, начиная с середины 60-х, во МХАТе выходили 1-2 премьеры с ее участием. Ради того, чтобы увидеть любимую актрису, в театр ходили люди, не являющиеся поклонниками этого вида искусства. Мирошниченко купалась в славе и признании. С возрастом она не стала менее популярной и по-прежнему выступает с успешными концертными программами, продолжает сниматься в кино.
Содержание
Детство и юность будущей актрисы
Детство Ирины было тяжелым. Она родилась в войну, 24 июля 1942 года, когда ее семья была в эвакуации в Барнауле. Ее отец воевал, а мать, в прошлом актриса, пыталась прокормить Ирину и ее старшего сводного брата Рудольфа.
В 1937 году первого мужа Екатерины Антоновны Мирошниченко репрессировали, и ее карьера выпускницы театрального института была разрушена. Все же ей с сыном разрешили остаться в Москве, где она вновь вышла замуж за военнослужащего Петра Исаевича Вайнштейна.
В старших классах Ирина записалась в театральную студию при Театре Ленинского комсомола и с удовольствием осваивала актерскую профессию. У нее в семье все грезили театром, и мать надеялась, что дочь сумеет воплотить ее собственные несбывшиеся амбиции.
Начало творческого пути
В 1961 году Мирошниченко поступила в Школу-студию МХАТ и сразу получила небольшие роли в спектаклях. Красивой студенткой с задумчивым взглядом заинтересовались и кинорежиссеры.
Первая же роль Ирины случилась в культовом фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», где она сыграла вместе с молодыми Никитой Михалковым и Евгением Стебловым. Хотя роль Мирошниченко была совсем небольшой, она воплотила образ Кати, сестры Николая, часть славы после успеха фильма досталась и ей.
В театре ее карьера тоже развивалась довольно быстро и удачно. В момент выпуска из Школы-студии она играла в спектаклях «Двое на качелях» и «Дядюшкин сон», который стал ее дипломной работой. Вопросов о ее зачислении в труппу МХАТа не возникло, актрису приняли с радостью.
Через несколько лет она получила роли в спектаклях «Чайка» и «Идеальный муж». Поклонникам актрисы больше пришлась по душе ее миссис Чивли в постановке по пьесе О. Уайльда, поскольку многие считали, что Мирошниченко похожа на западных звезд. Ее внешность была утонченной и аристократичной.
В фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев» она предстала в роли Марии Магдалины.
Расцвет карьеры
Ирина Петровна полагает, что ее звездный час пришелся на конец 60-х, когда она работала с признанными мастерами кинематографа и выходила на театральную сцену в знаковых спектаклях. Тем не менее, зрителям полюбились и ее героини в лентах 70-х и 80-х годов.
Актриса регулярно появлялась на обложке журнала «Советский экран» и в телепередачах, посвященных искусству и театру. Ее фотографии в газетных киосках раскупались моментально.
В кино
Актриса стала узнаваемой благодаря ролям в военных и шпионских картинах, таких как «Миссия в Кабуле», «Заговор», «Пришел солдат с фронта» и «Тайны мадам Вонг». Она избегала проходных фильмов, справедливо считая, что съемки у Тарковского и Данелии в самом начале карьеры установили для нее достаточно высокую планку.
Ирине Петровне удавались и трагические персонажи, что демонстрировало ее разностороннее артистическое дарование. Женщины с несчастными судьбами в лентах «Зимняя вишня» и «Признать виновным» показывают, что выдающиеся внешние данные не гарантируют семейного счастья.
К сожалению, и самой актрисе эта ситуация была хорошо знакома.
В театре
Всю свою жизнь Мирошниченко Ирина Петровна прослужила во МХАТе. Именно этот театр стал ее пристанищем в любой сложной ситуации. Он спас ее от разочарования в профессии, когда в 90-х годах российский кинематограф переживал упадок, и достойных ролей для прославленных актеров совершенно не появлялось.
Мирошниченко много работала с Олегом Ефремовым. Он стал режиссером ее самых известных спектаклей: «Вишневый сад», «Мишин юбилей» и «Серебряная свадьба». При расколе театра актриса безоговорочно встала на сторону Ефремова.
Ирина Мирошниченко и музыка
У Мирошниченко прекрасные вокальные данные, однако в детстве она мечтала не петь, а научиться играть на арфе. Родителей ее желание обескуражило, и они отдали девочку в музыкальную школу им. Гнесиных по классу скрипки. Большую роль в отказе от арфы сыграла громоздкость инструмента.
Ирина Петровна душевно исполняет романсы, шансон и даже песни на французском языке. Неоднократно она записывала композиции к кинофильмам. Например, к «Вам и не снилось».
Признание и награды
В 1976 и в 1988 гг. актриса получила звания Заслуженной и Народной артистки РСФСР.
Она награждена орденами «Знак Почета» и «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Вклад Ирины Петровны в искусство был также отмечен Орденом Почета и Орденом Дружбы.
Личная жизнь актрисы
Одним из учителей Ирины в студии при Театре Ленинского комсомола был Михаил Шатров. В 19 лет Мирошниченко вышла за него замуж и прожила с ним в браке 12 лет. Они были не только супругами, но и единомышленниками, увлеченными творчеством.
Драматург Шатров знакомил Ирину с известными деятелями искусства, и она, как и раньше, ощущала себя студенткой, входящей в волшебный мир кино и театра. К сожалению, у пары не было детей, и Шатрова это не устраивало, но мужчина все равно обожал свою супругу.
Через несколько месяцев после расставания с первым мужем актриса заключила скоропалительный брак с Витаутасом Жалакявичюсом. Эти отношения продлились менее полугода, так как супруги оказались слишком разными по натуре. В лице нового мужа Ирина не встретила безусловного поклонения, как в прошлом союзе.
Третий брак актриса оформила с коллегой по театру, актером Игорем Васильевым, получившим признание после роли в фильме «Трактир на Пятницкой». Семья просуществовала 5 лет, с 1975 по 1980 гг. Оба отдавали большую часть времени работе, и их чувства со временем угасли. Они расстались друзьями и даже познакомили друг друга с новыми избранниками.
Ирина Петровна признается, что иногда страдает от одиночества. В то же время, постоянная влюбленность для нее естественное ощущение. Достигнув преклонных лет, она стала сожалеть об отсутствии детей, но в молодости сознательно сделала выбор в пользу актерства.
Интересные факты из жизни артистки
В 1979 году актриса попала в серьезную аварию: в ее машину врезалась «Волга». Помимо сильных ушибов, Ирина получила травму позвоночника и некоторое время не могла ходить. В это же время тяжело болел ее отец, скончавшийся в 1980 году.
Мирошниченко написала книгу «Расскажу…» о своих перипетиях в профессии и личной жизни. Читая мемуары, погружаешься в совсем другой мир и начинаешь понимать, как его видят творческие личности.
Ирина Мирошниченко сейчас – последние новости
В 2015 году театральная карьера Ирины Петровны пережила новый взлет. В спектакле «Мушкетеры. Сага. Часть первая» она исполняет роль королевы. В кино она согласилась в очередной раз вернуться к роли в фильме «Зимняя вишня».
К своему 75-летнему юбилею в 2022 году актриса подготовила концертную программу, которую посвятила верным поклонникам ее таланта. Выступления прошли с аншлагом. Поздравить коллегу и близкого друга пришли Михаил Боярский, Александр Домогаров и другие актеры.
Заключение
Несколько поколений зрителей выросли на ролях элегантных красавиц, созданных Ириной Мирошниченко. Она прожила нелегкую жизнь, но ее всегда ассоциировали с зарубежными миллионершами или безупречными леди. Замечательно, что в советские времена, когда все чуждое искоренялось, актрисе удалось воплотить множество интересных персонажей.
В настоящее время Мирошниченко остается востребованной актрисой. Публика тепло принимает все ее роли и с удовольствием смотрит фильмы, ставшие классикой, ведь они ни капли не устарели. Творческий поиск актрисы продолжается, она полна идей и задумок. Пусть они поскорее воплотятся и раскроют неизвестные стороны ее дарования.