Вуди Аллен: самый интеллектуальный режиссер Голливуда

Голливудское кино всегда ассоциируется со спецэффектами, взрывами и довольно тривиальными сюжетами о героических подвигах, которые цепляют своей зрелищностью. Но на этом поприще твёрдо занял своё место режиссёр, которого называют интеллектуалом от мира кинематографа. Вуди Аллен покорил сердца зрителей не визуальной составляющей, а безупречно написанными сценариями, ведь каждый его фильм – это живая история, наполненная смыслом и содержанием, где даже у малейших деталей есть собственная роль в сюжетной линии.

Детство и юношеские годы Вуди Аллена

Детство и юношеские годы Вуди Аллена

Нью-Йорк 30-х и 40-х годов – это особая эпоха, когда творчество и индустриализация шли нога об ногу. В это время своё развитие получило классическое голливудское кино. И именно на стыке этих времён, в 1935 году в небольшой еврейской семье родился Аллен Стюарт Конигсберг (настоящее имя Вуди Аллена).

Его родители работали в сфере финансов и обслуживания, чтобы хоть как-то найти средства для существования. Мать – бухгалтер на кондитерской фабрике, а отец подрабатывал официантом в различных заведениях Нью-Йорка.

Денег семье вполне хватало, чтобы обеспечивать детей, которых было двое. У Вуди была младшая сестра Летти Аронсон, которая позднее стала его продюсером и творческим наставником в кинематографической среде.

Чтобы самому заработать немного денег, юному режиссёру приходилось писать юмористические заметки в местную газету, которая не пользовалась особой популярностью. Именно тогда родилось знаменитое писательское альтер-эго с инициалами Вуди Аллен, которое будет сопровождать его всю последующую жизнь.

Начало кинематографической карьеры

Окончив школу, юноша остался перед выбором: идти по стопам родителей и начинать моментально зарабатывать на жизнь либо поддаться собственной мечте и посвятить себя изучению кино. Вуди выбрал второй вариант и поступил в престижный университет Нью-Йорка на кафедру социальных коммуникаций и кинематографии.

Особой прилежностью в учёбе юный гений не отличался и постоянно проваливал творческие задания, вследствие чего его исключили из университета за неуспеваемость. Но неудачи с учёбой лишь усилили тягу к свободе самовыражения, и с 1954 года Вуди Аллен становится штатным сценаристом в вечерних ТВ-шоу.

По мнению многих кинокритиков, творчество Аллена можно охарактеризовать как современный эталон авторского кино, истоки которого уходят вглубь французской «новой волны». В своих сценариях он мастерски совмещает кино, музыку, театр и классическую комедию, иронично раскрывает важные философские проблемы и ставит под сомнение суть человеческой жизни.

Сравнить его стиль можно с лучшими поэмами Антона Павловича Чехова. Кстати, и сам режиссёр не раз признавался в своей симпатии к русской классике, в частности, его привлекает творчество Фёдора Михайловича Достоевского.

Его дебютным фильмом считается комедия 1965 года «Что нового, киска?», для которой Вуди Аллен написал сценарий и попробовал себя в амплуа актёра, исполнив незначительную эпизодическую роль. Это стало для него отправной точкой, после которой его взгляд на киноиндустрию в корне изменился.

Оттачивая свой стиль письма, он начал совершенствоваться и привлекать широкое внимание спонсоров, которые готовы были поддержать любое начинание юного таланта. Так, в конце 60-х, крупная компания Jack Rollins & Charles H. Joffe Productions выступила в качестве продюсера к фильму «Хватай деньги и беги».

И тогда Вуди Аллен понял свою значимость для киноиндустрии, которая ещё со времён Ингмара Бергмана и Орсона Уэлса попросту нуждалась в интеллектуальном кино.

Лучшие режиссёрские работы Вуди Аллена

Лучшие режиссёрские работы Вуди Аллена

«Полночь в Париже»

Фильм, совмещающий в себе историческую ценность и запредельный уровень мечтательности, вышел в прокат в 2011 году. Это, пожалуй, самая узнаваемая и характерная кинолента Вуди Аллена, который вложил всего себя в сценарную структуру. Таким главный город Франции не видел ещё никто ранее.

Режиссёр мастерски воссоздал атмосферу богемной жизни, которая царила на стыке 20-х и 30-х годов. Тёмные улочки и набитые бары, писатели, художники и музыканты на каждом шагу встречают главного героя, который всю жизнь посвятил сценариям и работе над книгой.  Актёр Оуэн Уилсон как нельзя лучше вжился в роль прагматичного романтика и стал ярким экранным воплощением всех страстей самого Вуди Аллена.

Кинокритики и гильдия американских сценаристов  достаточно высоко оценили фильм, номинировав его на премию «Золотой глобус». Режиссёр в очередной раз подтвердил свой статус самого начитанного и насмотренного режиссёра современного Голливуда, ведь использовал сотни отсылок к литературным произведениям, жанрам и характерным особенностям исторических личностей, среди которых были Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Сальвадор Дали, Луи Бунюэль и многие другие.

«Энни Холл»

Более чувственная комедия, с оттенком классической драмы вышла в 1977 году. Этот фильм можно назвать настоящим триумфом режиссёра, так как в академических кругах единогласно признали, что эта картина является эталоном для жанра современной романтической комедии.

Как результат – 4 премии «Оскар» и присуждение статуса исторической значимости картины для культуры и искусства в целом.

Сюжет, по сути, пересказывает зрителям автобиографию Аллена, но в несколько приукрашенных тонах. Молодой стендап-комик, который зациклен на шутках про антисемитов и обворожительная певица Энни Холл пытаются найти счастье в этом мире. Плавное повествование сменяется комедийными вставками, напоминающими спектакли на Бродвее. Это по истине театральная история, перенесенная в рамки кино-пространства, которая прославила Вуди Аллена на весь мир.

«Вики Кристина  Барселона»

Мелодрама, снятая в 2008 году Алленом, рассказывает о романтических приключениях двух подруг, приехавших в Барселону. Характерный для режиссёра сюжет о летних приключениях в тёплых странах, на фоне которых разворачиваются человеческие страсти. Историей судеб о дружбе, любви и ненависти.

Фильм не был обделён вниманием как и со стороны критиков, так и со стороны обычных зрителей. Получив лучшие отзывы, картина не остановилась на достигнутом, и была удостоена  нескольких премий: Золотой глобус, Оскар, Гильдии киноактёров США.

«Манхэттен»

Снова режиссёр сделал успешную попытку раскрытия собственного либидо через главного героя. Вуди Аллен наделил его теми же интеллектуальными способностями и постоянным поиском верного решения, которое определяет всю дальнейшую судьбу. Это история маленького человека на фоне декораций большого города. Чёрно-белый тон подчеркивает уровень саморефлексивности и меланхоличности происходящего. Всё пространство в кадре как будто бы подчиняется собственным законам, по которым живёт лишь один человек – Вуди Аллен.

Множество зрителей и опытных киноведов согласны, что в карьере режиссёра этот фильм занимает особое место.

«Матч-пойнт»

Снимал ли когда-то Вуди Аллен фильмы, которые соответствовали всем стандартам Голливуда в плане развития сюжета? Сложно ответить на этот вопрос, ведь вселенная режиссёра не ограничивается однообразными клише и простыми историями.

Фильм «Матч-пойнт» показал то, что Аллен не намерен оставаться в рамках одного жанра, а именно — романтической комедии. Впервые он снял триллер с характерными элементами драматургии. Вышло, как всегда, превосходно, даже немного жестоко и откровенно, без всякого намёка на счастливый конец, как это обычно бывает в комедиях или романтических фильмах.

К сожалению, фильм не удостоили «Оскара», однако множество номинаций заставили в очередной раз влюбиться в этого милого и образованного режиссёра, к которому не может быть претензий касательно сюжета, ведь все сценарии его фильмов продуманы до мелочей.

«Иррациональный человек»

Одним из последних творений Вуди Аллена стал искрометный фильм «Иррациональный человек», где само название уже говорит о многом. Сюжет повествует об Эйбе Лукасе, преподавателе философии в высшем учебном заведении. Его жизнь потеряла смысл, ведь он живёт одним днём, не думая, что ждёт его завтра. Серые преподавательские будни решает скрасить своим присутствием очаровательная студентка, которая нашла в Эйбе совокупность идеального мужчины.

Но Вуди Аллен был бы не собой, если на этом вся история и закончилась. Всю глубину иронии фильму придаёт сюжетный поворот, который ставит под угрозу жизнь одного из героев. В этом и заключается вся гениальность режиссёра, который способен из клишированного персонажа и истории сделать нечто совершенно новое.

Хоакин Феникс и Эмма Стоун в главных ролях прекрасно передали всю конфликтную составляющую сторону сюжета. Фильм удостоился положительных отзывов на Каннском кинофестивале в мае 2015 года.

Литературная деятельность Вуди Аллена

Литературная деятельность Вуди Аллена

Любовь к литературе с самых ранних лет приносила Аллену немалую выгоду, ведь его заработок позволял роскошно жить и ни в чём себе не отказывать. Вуди Аллен пробовал себя в роли стендап-комика, сценариста, музыканта и опытного драматурга. Обнажая собственные недостатки и иронизируя над любой драматической фабулой, он снискал славы в самых массовых печатных изданиях Нью-Йорка, среди которых особенно можно отметить The New Yorker.

В своих фильмах он воздаёт дань ушедшим писателям и поэтам, всячески отмечая их вклад в своё творческое развитие. Именно любовь к книгам сделала его одним из самых успешных сценаристов в Голливуде.

Театр и Аллен

Скорее всего, если бы не кинематограф, то мы смогли бы любоваться театральными постановками по пьесам Вуди Аллена ещё долгое время. В 1966 году по его произведению «Не пейте эту воду» поставили спектакль на Бродвее, после чего Аллена признали одним из лучших драматургических писателей современности.

Его пьесы становились настоящими хитами, публика ликовала, а Вуди купался в лучах славы. Лишь с 1995 года он полностью посвятил себя кинематографу и только изредка радовал театральных критиков своими новыми постановками.

Вуди и музыка

Как настоящий человек-оркестр с творческим мышлением, в круг интересов Вуди Аллена входили не только кино и литература, но ещё и музыка. Это забавно, но свой псевдоним Аллен выбрал в дань памяти своему любимому джазовому исполнителю Вуди Херману. В далёкой юности, режиссёр был настолько одержим музыкальными инструментами и джаз-музыкой, что сам частенько выступал на концертных площадках и музыкальных фестивалях.

О своём пристрастии режиссёр открыто заявляет в интервью, но это можно понять и без слов, лишь включив его фильм. Сцены убийств или предельно трогательных моментов, Аллен разбавляет джазовыми перебивками, что подчёркивает шарм события и его глубину.

Награды и номинации

Фильмы Вуди Аллена очень высоко ценятся в кинематографическом сообществе. Среди его кинокритиков есть только один человек – и это он сам.

Среди коллекции наград, у режиссёра имеются 4 премии «Оскар», три «Золотых глобуса», многочисленные номинации премии BAFTA и, конечно же, зрительские симпатии, которые нельзя сравнить ни с одной академической наградой за творчество.

Личная жизнь, скандалы

Личная жизнь, скандалы

Свой брак с первой женой, который продлился 5 лет, Аллен заключил в 1956 году. Их знакомство состоялось на джазовом концерте, где оба играли в оркестре. Их судьбы были столь похожи, что Вуди и Розен нарекали самой милой парой Голливуда. Однако их отношения зашли в тупик, после чего они приняли решение подать на развод.

Следующий особо знаковый период в любовных похождениях режиссёра связан с актрисой М. Фэрроу. Их отношения длились чуть более 12 лет, после чего последовал очередной развод, сопровождавшийся обвинениями в сторону режиссёра.

Вуди по решению суда было запрещено видеться со своими детьми, вплоть до того, что актриса пыталась аннулировать документы, подтверждающие родственную связь Аллена с его сыном.

На этом скандалы с бывшей женой не закончились, ведь на беззащитного интеллигента посыпались обвинения в самых страшных грехах. Его обвиняли в растлении малолетних, однако никаких доказательств тому не было. Приёмные дочери, по наводкам Фэрроу, стали обвинять Аллена в домогательствах, и его карьере мог прийти конец, но всё обошлось мирно.

Интересные факты о режиссёре

  1. Вуди Аллен является открытым атеистом и не раз с иронией относился к религиозным практикам в своих фильмах.
  2. В Калининграде стоит памятник, посвящённый режиссёру.
  3. В 2005 году всеобщим голосованием Вуди Аллену присудили 3-е место в рейтинге лучших комедиантов всех времён.
  4. Многие голливудские звёзды до сих пор мечтают сняться хотя бы в одном фильме Вуди Аллена.
  5. Режиссёр был награждён премией «Золотой глобус» за существенный вклад в развитие мирового искусства.

Заключение

Бесспорно, можно двояко относиться к такому сложному и неоднозначному жанру, как интеллектуальное кино. Не каждый зритель обладает определённым уровнем подготовленности и знаний, чтобы полностью оценить красоту и прелесть каждого кадра и сюжетной строчки. Но нельзя отрицать тот факт, что фильмы Вуди Аллена, как и он сам, нравятся практически всем.

И вовсе не важно, насколько хорошо вы разбираетесь в кино или искусстве. Главное – это наслаждение от самого процесса, которое каждый зритель гарантированно получит, как только на экране появится надпись: «Режиссёр: Вуди Аллен».

Алина Зайкова
Журналист

Интересуюсь модой, красотой, жизнью знаменитостей. Люблю ухаживать за своим любимым телом, постоянно экспериментируя. Делюсь с Вами самой полезной информцией.

Новости партнёров
Загрузка...

Добавить комментарий

  • Разделы сайта