Владимир Зельдин: когда время не властно над талантом

Невероятное превращение провинциального мальчика в одного из самых востребованных артистов огромной страны – вот как следует охарактеризовать жизнь такого небезызвестного киноактёра, как Владимир Зельдин.

Зельдин Владимир Михайлович значительно выделяется среди прочих не только способностью к перевоплощениям, но и блистательным прошлым. Жизнь и творчество Зельдина были полны взлётов и падений, разочарований и прорывов. Не стоит удивляться: этот человек прожил 101 год. Как же прошел век Владимира Зельдина?

«Знаете, когда меня спрашивают о возрасте и моих ощущениях, всегда на ум приходит такое: я почти век – Век! – прожил на этой земле, а он промчался как миг! Уж поверьте мне», – говорил актёр.

Содержание

Детство и юность

Детство и юность

Семья Владимира Михайловича

10 февраля 1915 года в ту пору еще Тамбовской губернии в Козлове (переименован в Мичуринск) появился на свет Владимир Зельдин. Отец – еврей по происхождению. Ради желанного музыкального образования Михаил Зельдин принял православную веру.

Михаил Евгеньевич после окончания Московской консерватории приобщился к музыке: был дирижёром, тромбонистом, и капельмейстром духового оркестра. Отец всегда был примером для сына. Но Зельдин-младший не раз жалел, что из-за хлопот и дел успел так мало узнать о его жизни.

Анна Николаевна Зельдина (в девичестве Попова) работала учительницей музыки, но посвятила себя домашним делам и заботе о детях. У Владимира был старший брат Юрий и три сестры: Ирина, Нина и сводная Леночка. Всех своих ближайших родственников Зельдин пережил на значительное количество лет.

В поисках себя

Зельдины часто переезжали: во время Гражданской войны в Тверь, к дальним родственникам. А потом и в Москву. В столице Владимир пошёл в пятый класс военизированной школы. Вся семья обладала значительными музыкальными способностями, будущий актёр рано обучился играть на трубе, скрипке и рояле.

Отец замечал в нем серьёзные задатки и надеялся, что Владимир пойдёт по его стопам. По этой причине, когда сын попытался попасть в Государственную балетную школу при Большом Театре, Михаил Евгеньевич помешал ему исполнить мечту. Черная полоса для Владимира продолжилась: спустя 2 года после этого от саркомы умер отец, а через несколько лет из-за воспаления лёгких скончалась мать…

Избежать печальной участи беспризорника ему помогла железная дисциплина военизированной школы. К тому же друг отца – военный дирижёр – с участием отнёсся к судьбе мальчика. Благодаря его вмешательству параллельно с учебой Зельдин смог работать трубачом в настоящем военном оркестре. Уже в 15 лет он носил погоны, чем был крайне горд. Благодаря музыке он впервые заработал такие нужные для семьи, потерявшей кормильца, деньги.

После окончания школы Зельдин даже задумывался о карьере военного, но из-за слабого зрения юноши и эти планы сорвались. Именно в школе Владимир Михайлович увлёкся спортом и окончательно отказался от спиртного и иных вредных привычек. Этой идеологии Зельдин придерживался до глубокой старости: «Правда, у меня нет никаких вредных привычек. Абсолютно! Я не пил и не пью алкоголя вообще – ни вина, ни более крепких напитков».

Первые творческие успехи

Первые творческие успехи

После учёбы Зельдин устроился на завод, как ученик слесаря. Но и тогда он не переставал заниматься творчеством: участвовал в художественной самодеятельности. Владимир понял, что именно это его призвание, и окончательно решил связать свою жизнь с театром.

В тридцатых годах двадцатого столетия он отправился на пробы в творческие мастерские при МОСПС. Всё устроила простая случайность: прогуливаясь по городу, юноша увидел объявление о поиске актеров. Впечатлив комиссию артистизмом и феноменальной памятью, он был зачислен на курс Евгения Аркадьевича Лепковского. Чему сам Владимир был крайне удивлён.

Вместе с ним училось ещё 24 молодых артиста, но только Зельдину и его сокурснику Николаю Ивановичу Парфёнову удалось добиться славы.

Артистическая среда позволяла актёру ощущать себя на своем месте. Но в составе театра Моссовета актер играл только три года, после чего сменил коллектив на Центральный театр транспорта. Здесь у него появилась возможность участвовать в спектаклях по мотивам произведений мировых классиков: Шиллера, Островского и Шекспира.

Самые популярные роли Зельдина

На счету актёра далеко за 60 работ в разных проектах. За всю свою жизнь он играл на сценах 4 крупных театров России и Советского Союза, был артистом фронтовой бригады в период Великой Отечественной. А вот и его особо известные роли.

«Свинарка и пастух»

Формально работа в ленте «Свинарка и пастух» не была первой ролью Зельдина, он уже мелькал в эпизодических ролях. Но съёмки у Пырьева сделали Владимира Зельдина знаменитым.

Его герой Мусаиб Гатуев умело держится на коне, обладает необычайной харизмой. Может показаться, будто Мусаиба играет человек, выросший среди южных гор, но залог успеха в способности Владимира Михайловича перевоплощаться и быстро вживаться в новые образы. А композиция «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве» в исполнении Зельдина и Марины Ладыниной надолго полюбилась публике.

Работа продолжалась вопреки суровым условиям войны. Но ночами из-за интенсивных бомбёжек и авианалётов Зельдин следил, чтобы зажигательные смеси не привели к возгоранию зданий. В поздних интервью Владимир Зельдин отмечал, что фашисты были крайне пунктуальными даже во время налётов: первый совершался в 14:00, а второй – в 19:00. «Свинарку и пастуха» снимали между атаками в полуразрушенных павильонах ВДНХ.

«Пока Сталин не посмотрел нашу картину, о ней в прокате не было ни слуху ни духу. Но Сталину фильм понравился — и сразу наперебой все стали нас поздравлять», – вспоминал актёр.

«Сказание о Земле Сибирской»

Владимиру Михайловичу удалось поучаствовать в съемках третьего цветного советского фильма в 1947 году. Ему досталась роль друга главного героя – пианиста Бориса Оленича, не самая яркая в фильме, но занявшая достойное место в истории его жизни. Это была очередная работа с одним из любимейших режиссёров Зельдина: Иваном Александровичем Пырьевым.

Сам актёр очень тепло отзывался о работе над «Сказанием о Земле Сибирской». Даже заявлял, что это один из фильмов, который его «сделал».

«Дядя Ваня»

Зельдин не только участвовал в постановке по Чехову, но и сыграл в фильме. К слову, именно роль Серебрякова в « Дяде Ване» актёр считал своей самой успешной и качественной работой. Пробы посещало множество талантливых артистов, но режиссёр Кончаловский никак не мог утвердить ни одного из них.

Все решила глупая шутка: когда один раз у Зельдина гостил Смоктуновский, первый изображал лондонского франта. Как только Иннокентий Михайлович увидел друга, он воскликнул: «Да вот же он, Серебряков!»

Компания посмеялась, но как же был удивлен Владимир Зельдин, когда по рекомендации Смоктуновского был приглашен на роль. Эта кинолента стала обладательницей целого ряда престижных премий на международных конкурсах в Милане, Сан-Себастьяне и Сорренто.

«Десять негритят»

В 1970-1980 Владимир Зельдин особо часто снимался. К тем же годам относится роль в кинофильме «Десять негритят» – артисту достался образ старого судьи Уоргрейва. Там он вжился в амплуа коварного злодея. Как говорил позднее сам актёр, съёмка с режиссёром Станиславом Сергеевичем Говорухиным стала огромным опытом для него. Работа над лентой велась в Крыму, в «Ласточкином гнезде» и его фанерном двойнике, где проводились все комбинированные съёмки.

«Говорухин умел сплотить актеров, сделать так, чтобы все мы играли в одну игру. И знал, какой игры от нас хочет: вот тут, пожалуйста, в «дурака», а вот тут – уже в покер», – говорил актёр.

Другие картины

Фильмография и список телевизионных проектов, в коих фигурировал Владимир Зельдин, содержит не менее 62 пунктов. Дело в том, что в роли статиста он участвовал в съемках большего числа киноработ, но не попадал в титры. Особенно часто такое явление происходило в начале его карьеры.

Среди кинофильмов, стоящих просмотра: «Царская невеста» (1964), «Вино из одуванчиков» (1971) и «Укрощение строптивой» (1961). Также актёр участвовал в съемках сериалов, в том числе и детских. Зельдин не единожды фигурировал в эпизодах киножурнала «Ералаш».

«Сейчас на экране много темноты, ни черта не разглядишь, сплошное мельтешение. Совсем нет крупных планов: не видишь ни глаз, ни внутреннего мира актера», – сетовал артист.

Театральные роли

Театральные роли

Театральная биография Зельдина не менее богата. В двух своих первых театрах артист сыграл не менее десяти ролей. В годы войны он работал в Алма-Атинском русском драматическом театре. Но гораздо большая доля постановок пришлась именно на период игры в Театре Российской Армии, на этой сцене Владимир Михайлович Зельдин провел 7 десятков лет.

Среди наиболее прославленных постановок, в коих он участвовал:

  • «Укрощение строптивой», Уильям Шекспир;
  • «Дядя Ваня», Антон Павлович Чехов;
  • «Человек из Ламанчи», Дейл Вассерман и Джон Дэрион;
  • «Давным-давно», Александр Константинович Гладков;
  • «Дядюшкин сон», Фёдор Михайлович Достоевский;
  • «Без вины виноватые», Александр Николаевич Островский;
  • «Коварство и любовь», Фридрих Шиллер;
  • «Васса Железнова», Максим Горький;
  • «Собака на сене», Лопе де Вега.

«Учитель танцев» – важная веха жизни Зельдина

Жизнерадостная пьеса «Учитель танцев» на основе произведения Лопе де Вега пользовалась спросом у жителей страны, измученной войной. В амплуа Альдемаро Владимир Михайлович дебютировал в Театре Российской Армии. В постановке «Учитель танцев» актёр бессменно участвовал целых 29 лет. За все эти годы актёр выходил на театральные подмостки не менее 1000 раз, поучаствовал в киносъемках одноименного телеспектакля в 1952.

К 95 дню рождения актёра режиссёр Юлий Гусман поставил «Посвящение», в котором было много отсылок ко всем известной постановке. Там Владимир Зельдин играл почти себя: Неделин, герой спектакля, грезит вновь поставить на большой сцене «Учителя танцев».

Личная жизнь великого актёра

Личная жизнь великого актёра

Первое супружество Зельдина пришлось на 39-40 годы двадцатого века. Людмила Мартынова была его женой. Она трудилась в Театре Транспорта, была привлекательной и неординарной личностью, интересовалась современной живописью,поэзией. После недолговременной семейной жизни и увлечения другим мужчиной, она переехала в Украину. В 1941 у Владимира и Людмилы родился сын, но вскоре мальчик умер из-за воспаления лёгких.

Отношения с Генриеттой Тимофеевной Островской продлились 15 лет. Народная артистка РСФСР впервые встретила своего будущего супруга в том самом спектакле под названием «Учитель танцев». Владимир Михайлович считал свою Гисю невероятно способной, они неоднократно играли в постановках вместе.

В первое время у пары возникало множество бытовых проблем. Молодые люди не имели собственного жилья, поэтому Зельдин ночевал в театре, а Генриетта Тимофеевна вместе с сыном от первого брака ютилась в гостиничном номере. Когда их отношения изжили себя, актёр оставил гражданской супруге всю имеющуюся недвижимость.

Разница в возрасте Зельдина и его последней супруги – практически 20 лет. Встреча Владимира Михайловича и Иветты Евгеньевны Капраловой произошла случайно. Она взялась организовывать вечер творчества для нуждающегося в работе Зельдина и Владимира Борисовича Сошальского, его знакомого.

Благодарные после успешной поездки, Зельдин и Сошальский решили пригласить Иветту Евгеньевну в ресторан «Националь». Тогда это был один из лучших ресторанов страны. Владимир Борисович не смог присутствовать на встрече, поэтому Капралова направилась туда лишь с Зельдиным. Так произошло их первое свидание.

Артист добился руки возлюбленной только спустя два года. Будущая тёща выступала против брака из-за слишком серьёзной разницы в возрасте. Но в 1964 Владимир и Иветта расписались. Они провели вместе почти полвека. Иветта Евгеньевна, подобно героине романтического произведения, скончалась через 3 месяца после смерти мужа.

Интересные факты

  1. На съемки кинокартины « Свинарка и пастух», принесшей Зельдину первую серьезную славу, он попал абсолютно случайно. На одном из спектаклей его заметила помощница режиссёра. На пробах была большая конкуренция: роль планировало занять множество актёров из Грузии. Отчаявшись выбрать самостоятельно, режиссёр картины Иван Александрович Пырьев собрал всех женщин съёмочной группы и велел им указать на подходящую запись проб. Выбор дам пал на молодого Зельдина.
  2. 7 октября 2013 года Зельдин принял участие в московской эстафете Олимпийского огня. Он стал самым пожилым факелоносцем за всю историю Игр. Рекорд артиста смог превзойти только 101-летний мужчина из Новосибирска.
  3. Хорошая физическая подготовка Владимира Михайловича позволяла ему выполнять многие актёрские задачи самостоятельно, к примеру, навык верховой езды пригодился ему уже в первой известной картине – во время игры в фильме « Свинарка и пастух». Уже в почтенном возрасте актёр продолжал ездить на лыжах, а ранее любил коньки.
  4. Ещё один наглядный пример: постановка « Учитель танцев» шла более трех десятков лет, поэтому костюмы актёрам меняли неоднократно. Для находящегося в отличной форме Владимира Зельдина их шили по одной и той же мерке.

Награды и признание

За свою долгую жизнь Зельдин получил ряд заслуженных наград. Как государственных, так и общественных. Наиболее значительны из которых следующие.

  1. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
  2. Заслуженный артист РСФСР.
  3. Народный артист РСФСР.
  4. Народный артист СССР.
  5. Почётный гражданин Тамбовской области.
  6. Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
  7. Международная Премия Станиславского.
  8. Национальная премия «Россиянин года».
  9. Приз «За честь и достоинство» Национальной театральной премии «Золотая маска».

Последние годы

Верный профессии, Владимир Михайлович встретил столетие на сцене Театра Российской армии, а на следующий год играл в спектакле «Танцы с учителем», который был посвящен ему самому. Зельдин вел активную социальную жизнь: принимал участие в праздновании дня рождения Москвы, болел за ЦСКА и всегда был не против общаться с прессой.

Он доиграл до конца. В 2015 вышла кинолента « Убежать, догнать, влюбиться», где Зельдин сыграл роль Человека-Легенды, а последняя его театральная премьера – пьеса «100, или Танцы со временем».

Владимир Михайлович умер осенью 2022 года в НИИ скорой помощи имени Склифосовского по причине полиорганной недостаточности. Это стало большим ударом для поклонников артиста и его семьи. Соболезнования родственникам приносили не только коллеги по сцене, но и президент, который навещал Зельдина на день рождения за несколько лет до этого.

Церемония прощания с великим актёром состоялась спустя четыре дня в родном для него Театре Российской армии, а похоронили Владимира Михайловича Зельдина со всеми воинскими почестями на Новодевичьем кладбище.

«Старость – это на самом деле счастье… Это время, когда ясно понимаешь, что есть в жизни нечто незыблемое… Когда точно знаешь, что ты гость на этой земле и рано или поздно уйдешь. Налегке, ничего не взяв с собой в дорогу. Знаешь и не боишься», – говаривал великий артист.

Заключение

Память о великих людях не стирается. В 2022 году Почта России выпустила лимитированную марку с портретом Владимира Михайловича, а 13 июня этого же года на его могиле появился памятник из бронзы. Актер изображён в костюме Дона Кихота. Небрежная рубашка, мечтательная поза, изящно поднятая рука…

Автор монумента Максим Малашенко тонко прочувствовал натуру Владимира Зельдина, ведь актёр сам говорил не раз: «Истинное величие в искусстве никогда не гремит своими доспехами».

Журналист

Интересуюсь модой, красотой, жизнью знаменитостей. Люблю ухаживать за своим любимым телом, постоянно экспериментируя. Делюсь с Вами самой полезной информцией.

Добавить комментарий

  • Разделы сайта