Ольга Остроумова: любимая Женя Комелькова и другие роли

Ольга Остроумова – выдающаяся советская и российская актриса театра и кино, знаменитая своими талантливыми ролями в фильмах «А зори здесь тихие», «Доживём до понедельника», игрой в театре в спектаклях «Здравствуйте, господин де Мопассан», «Враги» и др. Но какова же эта актриса на самом деле? Такой ли прекрасной и безоблачной была её жизнь?

Детство и юность будущей актрисы

Детство и юность будущей актрисы

Ольга родилась в городе Бугуруслан, в Оренбургской области, 21 сентября 1947 года в семье учителя и обычной домохозяйки. С самого детства будущая российская актриса была окружена заботой и любовью не только со стороны родителей, но и двух сестёр – Раисы и Людмилы, а также брата Георгия.

Семья маленькой Оли была дружной и счастливой. Отец, работавший тогда не только в школе учителем физики, но ещё и будучи регентом церковного хора, заложил прочную связь семьи и церкви.

Всю свою жизнь Остроумова с теплотой и лаской вспоминала родительский дом: веранда, на которой в любое время можно было выпить чашечку чая, духовой оркестр, так приятно звучавший, совместные приёмы пищи в кругу дружной семьи – всё это всегда присутствует в сердце актрисы.

Желание стать артисткой зародилось в девочке, когда ей было всего лишь 10 лет. В этом возрасте Ольга впервые познакомилась с театром, в который пришла вместе со своими сёстрами на спектакль. На всю жизнь тогда она запомнила то чувство радости, восторга и волнения, которое испытала и она, как зритель, и актёры, выступавшие перед ними.

Когда Оля сообщила о своём решении родителям – стать актрисой, то не встретила неодобрения и отговоров. Родители были не против, наоборот, подбадривали и поддерживали дочь. Поэтому, как только Ольга в 1966 году окончила школу, отец с матерью купили ей билет до Москвы, в которой она собиралась поступать в ГИТИС.

Студенческие годы

Начало актёрской карьеры было куда более сложным, чем могла себе представить Ольга. Трудности стали её преследовать с самого приезда в Москву – девушка не имела ни малейшего представления о том, где находится ГИТИС и как до него добраться!

На прослушивание Оля едва ли успела под самый вечер. Несмотря на заранее подготовленную программу – девушка подготовила прозу Пришвина – будущая актриса так переволновалась, что пробубнила весь текст себе под нос и убежала с прослушивания. Она знала, что наверняка провалила этот этап и точно не поступит, и горечь провала вырвалась у неё слезами.

Случайный работник вуза увидел ревущую девушку, начал успокаивать и приободрять, да так хорошо, что Ольга, осмелев, направилась в деканат и стала просить себе место в общежитии. Никто и не знал, что эта девушка провалила вступительное испытание, а потому сдались под её напором, назначив койкоместо и дав Остроумовой адрес общежития.

Будущая актриса была довольна своей находчивостью и на последующих этапах отбора была так уверена и задорна, что комиссия не могла упустить такой талант – Оля поступила!

Учась в ГИТИСе, Остроумова демонстрировала не только талант на актёрском поприще, но также и блистала своей красотой, которую подмечали не только её однокурсники, но и сами педагоги. Именно красота и, конечно же, творческий дар позволили ей получить первую её роль – девочки Риты из фильма «Доживём до понедельника».

Её дебют в кинематографе не оставил никого равнодушным: зрители восторгались красотою юный актрисы, а педагоги – её профессионализмом.

Служба в театре

Служба в театре

Сразу после окончания ГИТИСа, в 1970 году, Остроумову позвали в Театр юного зрителя и сразу же зачислили в выступающую труппу. Режиссёром театра был Павел Хоминский, и под его руководством Ольга набиралась актёрского опыта и получала свои первые практические уроки актёрского мастерства. В столичном театре она проработала целых 3 года и после перешла в театр на Малой Бронной.

Александр Дунаев – режиссёр нового для девушки театра – принял актрису тепло и не только позволял ей выступать в главных ролях в своих спектаклях, но и всячески помогал в развитии актёрского таланта девушки.

Под его руководством девушка сыграла во множестве спектаклей, с каждым из которых, начиная от постановок «Мещане» и «Волки и овцы» и заканчивая «Вишнёвым садом» и «Серебряным веком», становилась всё более знаменитой.

В 1984 году Остроумова уходит в Театр миниатюр, где режиссёром был Михаил Левитин. Именно он ставил её на самые важные, главные роли в спектаклях, показываемых в театре. Это вызывало недовольство – ещё чужая для сработавшейся труппы, а уже такие роли! Но Ольга мужественно прошла и через этот период.

Позднее актриса работала в Театре имени Моссовета, где сразу же девушке досталась главная роль в спектакле «Вдовий пароход». И снова труппа не была довольна решением режиссёра поставить новую актрису на столь важные роли, и снова Ольге пришлось переживать скандалы и разногласия.

За работу в постановке «Мадам Бовари» и исполнение главной роли Ольга Остроумова была награждена премией имени Станиславского в 1994 году.

Однако, несмотря на колоссальные успехи на театральном поприще, Ольгу Михайловну тянуло в кинематограф.

«Роман» с кинематографом

Дебютным фильмом для тогда ещё юной выпускницы ГИТИСа стал «Доживём до понедельника», в котором актриса сыграла самую красивую ученицу класса. В неё влюбилась вся страна: не только мужчины, но и женщины восторгались красотой юной звезды.

Женя Комелькова из фильма «А зори здесь тихие»

Однако куда большую славу принесла Ольге роль Жени Камельковой в фильме «А зори здесь тихие».

Когда режиссёр Станислав Ростоцкий подбирал актёрский состав для этого фильма, то на роль Жени Камельковой он никак не рассматривал Ольгу, которую видел в образе себялюбивой и крайне взбалмошной особы в её первом фильме – «Доживём до понедельника». Да и сама актриса к роли отнеслась скептически – даже не сразу прочитала сценарий, настолько она была разочарована и в себе, как актрисе, и в кинематографе после нескольких неудачных фильмов.

Но девушка передумала, когда актёрский состав фильма был уже почти полностью набран – оставались лишь роли Жени Комельковой и Риты Осяниной. Ольга никак не могла выбрать, ведь обе роли ей нравились по-своему: Рита привлекала её своим характером и казалось ей близкой, а Женя была самой выигрышной ролью в фильме. Только после короткой пробы вместе с Ириной Шевчук всё встало на свои места. Ольге досталась роль Жени, а Ирине – Риты.

Как только приступили к съёмкам фильма, группа столкнулась с ещё одной проблемой. Женя была рыжеволосой красавицей, что являлось важным её атрибутом, Оля же была блондинкой.

Потребовалось несколько попыток, чтобы добиться именно того цвета, который представлял себе Ростоцкий, около недели длились «перевоплощения» актрисы, и только в начале съёмок, в самой своей первой сцене, Остроумова появилась именно в том образе, который ещё надолго запомнит вся страна.

Далее шли съёмки, которые оказывались тяжёлой для всей труппы: снимался фильм в тяжёлых климатических условиях, и почти все экранные тяготы перешли в реальную жизнь. Снимался фильм в Карелии, без павильонов, как принято сейчас, а так, на природе. От того и видна вся реальность происходящего на экране так ярко, от того и верится во всё.

Съёмки проходили в жёстком графике, и, как рассказывали сами актёры, спать иногда приходилось всего лишь пару часов. Затем ранний подъём, целый день упорной работы, а после – уборка территории съёмок, танцы и веселья (молодёжь же!), заканчивавшиеся в 3 часа утра.

Ростоцкий старался добиться максимального реализма в своей картине, а потому все сцены, особенно сцены смерти героинь, готовились особенно тщательно. Так, по рассказам актрис, нередко случались обмороки на съёмочной площадке – настолько реалистично выглядел грим «убитых».

Не только работой гримёров обходилось дело: героинь «топили» в болоте, «расстреливали» в спину, «ранили» в живот, заставляя изображать предсмертные муки. Сложно было не только специалистам, продумывавшим, как именно изобразить это на экране, чтобы зритель поверил, но и самим актрисам – они должны были играть почти что собственные смерти так, чтобы они выглядели настоящими!

От этого и случались ситуации, что некоторые из них настолько входили в роли, что их после дублей приходилось «оживлять».

Помимо военных действий, есть в картине и сцена, которая не менее запомнилась зрителям. Речь, конечно же, о бане. Когда режиссёр только сказал о необходимости снять такую сцену без дублёрш, все артистки наотрез отказались – ещё бы, им надо было сниматься полностью голыми! Но после долгих уговоров девушки согласились. С площадки были удалены все мужчины, за исключением режиссёра и оператора. И в этой сцене солировала Ольга Остроумова и её Женя Комелькова!

После съёмок был ещё процесс монтажа, а затем попытки выпустить в прокат – целых 3 месяца к готовой картине никто не притрагивался, то бракуя её полностью, то предлагая внести изменения, и, вдруг, в один день оказалось, что её одобрили. Кроме того, помимо проката, фильм направили на Венецианский фестиваль, на котором, вопреки ожиданиям режиссёра, картина произвела настоящий фурор!

Именно такой сложный, многогранный и затрагивающий сердца фильм стал звёздным в карьере Ольги Остроумовой.

Сразу после его выпуска на актрису буквально повалили предложения сняться в других картинах. Но, к сожалению, почти все роли оказались едва ли не полностью скопированы с образа Жени, а Остроумова совершенно не хотела запомниться лишь одним амплуа.

Роль в картине «Любовь земная»

Фильм «Любовь земная» вышел в прокат в 1975 году. В нём рассказывается и показывается жизнь советской деревни 30-х годов, в которой происходит неожиданное: председатель колхоза, женатый человек, вдруг влюбляется в молодую селянку, а его сестра – в секретаря райкома партии. Снят фильм по мотивам книги Петра Проскурина «Судьба».

Для Ольги Остроумовой её роль Мани Поливановой, в которую влюбляется председатель колхоза, оказалась довольно сложной и неоднозначной. Ей необходимо было сыграть девушку, которая буквально разрушает брак, и это в советское время! Несмотря на сложность, эта роль является одной из любимых для Ольги, и одной из тех, что только упрочила её известность.

Однако по-настоящему закрепить её удалось после фильма «Судьба» режиссёра Евгения Матвеева.

Следующий, по мнению зрителей, не менее культовый фильм «Гараж» не столь любим Ольгой: снимаясь вместе с уже прославленными и признанными тогда актёрами театра и кино, девушка чувствовала себя неловкой и неопытной девчонкой. По сей день актриса вспоминает об этих съёмках, говоря, что чувствовала себя будто не в своей тарелке.

После этих съёмок девушка взяла 2-летний перерыв от кино, выступая лишь в театре.

Но уже вскоре после возвращения Остроумовой в кинематограф вышло сразу несколько блестящих фильмов: «Василий и Василиса», «Безумный день инженера Баркасова», «Змеиный источник», «Не было печали» и многие другие.

Актриса снимается и по сей день, и из последних её работ можно отдельно выделить фильмы «По ту сторону волков», «Бедная Настя» и «Адмиралъ».

Признание и награды

Свою самую первую награду Ольга Остроумова получила за роль в фильме «А зори здесь тихие…» — «Серебряную нимфу». Далее актриса была награждена золотой медалью имени А.П. Довженко и Государственной премией СССР за роль Мани Поливановой.

Уже в 1982 году ей было присуждено звание заслуженной артистки РСФСР.

В 1993 году она стала Народной артисткой РФ, чуть позже, в 1998 году, получив ещё и орден Почёта.

В 2007 году Ольга была награждена Царскосельской художественной премией.

Остроумова также получила Звезду Театрала в 2015 году и «Фигаро» в 2017.

Личная жизнь

Личная жизнь

Личная жизнь актрисы всегда строилась интересно, иногда странно и случайно.

Первым мужем её был Борис Аннабердыев – её сокурсник по ВГИКу. Он был, как рассказывает сама актриса, полной её противоположностью по характеру: задористый, весёлый шутник. И хоть говорят, что «противоположности притягиваются», у Ольги и Бориса всё было иначе. После окончания вуза и распределения супруги должны были расстаться по долгу работы, и вскоре после начала разлуки оба осознали, что уже более не привязаны друг к другу.

Второй же муж, с которым Остроумова прожила в браке 23 года, был Михаил Левитин, театральный режиссёр, переманивший её позже в Театр миниатюр. История их любви и брака началась ещё тогда, когда Ольга была в браке с Борисом. Несмотря на это, она полностью отдалась чувствам, и оба они решили (режиссёр на тот момент тоже был женат) разорвать свои старые отношения и жить вместе.

Однако Остроумовой пришлось ждать ещё несколько лет, прежде чем Левитин разведётся и женится на ней. После свадьбы в 1973 году у них рождается двое детей: дочь Ольга и сын Михаил. Но, несмотря на наличие детей, семейная жизнь не задалась – Левитин продолжал покорять сердца молодых девушек, не веря и не принимая институт брака, что порождало недовольство жены. Та, протерпев столько лет, предложила развод, на который Михаил согласился.

Третьим мужем Ольги Остроумовой является Валентин Гафт. С ним она познакомилась через несколько лет после развода с Михаилом на торжестве в маленьком, но уютном кафе. Там Ольга должна была выступать по просьбе знакомых, от чего почти отказалась, но, узнав, что там будет Гафт, сразу же согласилась – он был чем-то вроде эталона качества.

После выступления Остроумовой пара отправилась на прогулку, после которой было ещё несколько встреч, взаимная влюблённость, любовь и брак, длящийся по сей день. Как в первый день они встретились, оказавшись очарованными друг другом, то и идут они рука об руку.

Вместе со своим мужем Ольга занимается воспитанием своих трёх очаровательных внуков: Полины, Захара и Фаины.

Ольга Остроумова сейчас – последние новости

Последние новости

На данный момент Ольга Михайловна Остроумова живёт и работает в Москве в театре имени Моссовета. Она также продолжает сниматься в кино, но в большей степени в сериалах. Так, последние её работы – «Папа для Софии» и «Ефросинья». Она также принимает участие в озвучении фильмов и мультфильмов («Легенда 17», «Щелкунчик»).

В прошлом году актриса отмечала свой юбилей – ей исполнилось 70 лет. В честь этого на «Первом канале» вышел документальный фильм, передача о знаменитой артистке «Когда тебя понимают».

Заключение

Так, простая сельская девочка Ольга Остроумова стала знаменитой женщиной, актрисой, признанной и в России, и за рубежом, замечательной артисткой театра и кино, любящей женой, заботливой матерью и бабушкой! Её жизнь непроста, но интересна, насыщена красками и событиями. И видя то, как активно продолжает работать женщина и в театре, и дома с семьёй, хочется порадоваться за неё – несмотря на все трудности и препятствия, она, наконец, счастлива!

Алина Зайкова
Журналист

Интересуюсь модой, красотой, жизнью знаменитостей. Люблю ухаживать за своим любимым телом, постоянно экспериментируя. Делюсь с Вами самой полезной информцией.

Добавить комментарий

  • Разделы сайта