Как отучить ребенка грызть ногти: причина нарушения, народные рецепты и рекомендации психологов

Обкусанные ногти, неприятные взгляду заусенцы – распространённая ситуация, поскольку привычка толкать пальцы в рот присуща как ребятишкам раннего возраста, так и подросткам.

Как отучить ребенка грызть ногти

Кажется, онихофагия – научное наименование этой проблемы – не так уж и страшна. И всё же бороться с ней нужно, несмотря на многочисленные мамины переживания «не могу», «ничего не получается».

Чтобы определиться, как отучить ребенка грызть ногти, необходимо поначалу обнаружить «спусковой механизм» привычки, а уже после принимать определённые меры.

Содержание

Заболевание или дурная привычка?

Психиатры не зря ввели в медицинскую практику особое определение – онихофагию. Этот термин подразумевает психическое нарушение (!), которое выражается в неконтролируемом желании обкусывать ногтевую пластину.

Расстройство это формируется постепенно, переходя из безобидной, казалось бы, привычки.

Проведённые обследования показали, что обкусыванию ногтей подвержены почти треть детей младшего школьного возраста, причём среди ребятишек мужского пола эта привычка встречается гораздо чаще.

Затем частота случаев лишь увеличивается, поскольку в подростковом возрасте почти половина детей кусают пальцы. Возможно, это связано с увеличивающейся психологической нагрузкой.

То есть вредную привычку никак нельзя оставлять наедине с ребёнком, надеясь, что тот её перерастёт. Напротив, существует риск, что проблема попросту перерастёт в психическое расстройство, которое без помощи врачей не преодолеть.

Поэтому нужно отыскать провоцирующий фактор и по возможности избавиться от него.

Почему ребёнок грызёт ногти?

Иногда крайне сложно точно понять, откуда возникла столь неприятная проблема. Специалисты говорят о возможных физиологических и психологических факторах, которые «включают» онихофагию.

1. Физиологические факторы:

  • Почему ребёнок грызёт ногтиСостояние кутикулы. У некоторых маленьких детишек кожа вокруг ногтей постоянно «топорщится». Не дожидаясь родительской помощи, они своими силами пытаются удалить раздражитель. Подобное поведение чем-то напоминает животный рефлекс ухода за собой (к примеру, коты моют себя языком).
  • Физическое удовлетворение. Ребёнок пытается добиться удовольствия всеми доступными и недоступными методами. Если ему запретить, например, есть конфеты или торт, он может переключиться на пальцы.
  • Витаминно-минеральный дефицит. Нервная система способна нормально функционировать лишь при хорошем питании, насыщенном витаминами и минералами. Особенно важны для ребёнка витамины E, B и магнийсодержащие продукты, в ином случае развивается высокая тревожность, нервозность и переутомление.
  • Глистные инвазии. Отечественные врачи считают, что одной из возможных причин грызения ногтей могут быть поселившиеся в детском организме паразиты. О наличии глистов свидетельствуют другие признаки: повышенное слюноотделение, зуд в области прямой кишки, резкое изменение поведения, беспричинный кашель.

Физиологические факторы

2. Психогенные факторы:

  • Трудности с адаптацией. У многих деток вредная привычка возникает одновременно с началом социализации. Так, к трём годам ребёнок начинает посещать садик, но если он «тепличный» малыш, то даже кратковременные разлуки становятся стрессом. В семилетнем возрасте начинается следующая адаптация – он идёт в школу, что сказывается на его эмоциональном состоянии.
  • Семейный климат. Постоянные скандалы в семье, склоки между родителями, уход одного из них из дома, перекладывание процесса воспитанья на бабушек – всё это также стрессогенный фактор, приводящий к обкусыванию ногтевых пластин.
  • Аутоагрессия. При подобном поведении агрессивность в силу различных обстоятельств направляется на самого себя. Ребёнок, боясь гневиться на других, начинает вредить собственному здоровью – к примеру, грызть ногти.
  • Модель поведения. Детям свойственно «заражаться» поступками других малышей или взрослых. Если кто-то в садике, классе или дома грызёт ногтевые пластины и заусенцы, то ребёнок способен подсознательно повторять такие движения.
  • Генетически обусловленная тревожность. Грызть ногти ребёнок может и без очевидного стрессогена, только по причине чрезмерно возбудимой нервной системы и темперамента, которые обусловлены наследственным фактором. Любопытно, что позитивные и отрицательные события оказывают одинаково сильное возбуждающее воздействие.
  • Психогенные факторыРезультат раннего отлучения от материнской груди. Продолжительное грудное вскармливание существенно успокаивает впечатлительного ребёнка. При резком или раннем отлучении от «тити» пальцы становятся своеобразной замены материнского соска или пустышки.
  • Перфекционизм. Желание быть лучше всех, которое разбивается о реальность, заставляет ребёнка воспринимать каждую свою неудачу «концом света». Обычно подобные ситуации встречаются у тех родителей, которые предъявляют завышенные требования к своим чадам. Ребёнок, не справившись со стрессом, грызёт ногти.
  • Замена вредных привычек. Многие дети отвлекают себя каким-либо определённым способом – теребят локоны, крутятся на месте, сосут пальцы, грызут ногтевые пластины. Подобным методом ребятишки успокаиваются, а если попробовать отучить от одной вредной привычки, начнётся другая.
  • Скука. Некоторые малыши грызут пальцы просто так, от нечего делать.
  • Высокие нагрузки. Перегруженность в школе, одновременное посещение нескольких студий, семинаров или курсов приводят к переутомлению, после чего ребёнок борется с неврозом грызением ногтей.
  • Увлечение телевизором или компьютером. Мельтешение кадров, высокая громкость, блики от экрана негативно воздействуют на детскую психику. Пытаясь успокоиться, ребёнок сосёт пальцы или грызёт ногти.

Таким образом, основной провоцирующий фактор – повышенная тревожность и склонность к стрессам.

Психологи считают, что, обкусывая ногти, ребёнок активизирует своеобразную болевую точку, которая заглушает стрессовый центр.

Последствия привычки

Врачи предупреждают, что слова «могу или не могу отучить» никак не должны стоять перед родителями.

Подобная привычка – не просто досадная неприятность, а вполне серьёзное психологическое расстройство, которое чревато определёнными последствиями:

Последствия привычки

  • повреждённые ногтевые пластины и кутикулы, которые становятся эстетической проблемой;
  • замедление нормального роста ногтей;
  • заражение кожи, находящейся возле ногтей;
  • проблемы с зубами, дёснами из-за постоянного нахождения пальцев во рту;
  • поражение гельминтами (под ногтями часто скапливаются личинки глистов);
  • постоянные инфекционные заболевания из-за пониженного иммунитета;
  • насмешки ровесников;
  • сниженная самооценка.

Непросто поверить, что вроде бы незначительное нарушение чревато самыми серьёзными негативными эффектами в далёком будущем. Подросшие дети могут столкнуться с проблемами социального и психологического плана, которые могут сказаться и во взрослой жизни.

Народные рецепты

Не всегда устоявшиеся традиционные способы избавления от подобной вредной привычки считаются гуманными. Многие мамочки отказываются применять подобные методики, считая их чрезмерно жёсткими («не могу издеваться над крохой»). Однако перечислить их всё же следует.

  1. Пожалуй, наиболее распространённый и одновременно неоднозначный метод – мазать детские пальцы острым перчиком, горчицей и подобной натуральной горечью. Считается, что, попробовав единожды или несколько раз столь неприятную острую приправу, ребёнок после этого перестанет грызть ногтевые пластины.
  2. Старшее поколение часто советует обрабатывать ноготки зелёнкой, поскольку столь неприятный внешний вид способен оттолкнуть малыша настолько, что он прекратит обкусывать ногти. Если всё же пальчики окажутся во рту, собственные зелёные губы, увиденные после в зеркале, могут отвратить ребёнка от вредной привычки.

Подобные способы неоднозначны, однако, судя по отзывам, всё-таки могут сработать, особенно если подопечному от двух до четырёх лет. На более старших ребятишек такие методы точно не подействуют.

Рекомендации психологов

Самостоятельно обнаружить причину не всегда получается, поэтому родители могут обратиться к психологу, если к тому же многочисленные попытки отучения не привели к каким-либо положительным результатам. Многие психотерапевтические советы широко известны, однако повторить их всё же следует.

  1. Нельзя ругать и кричать на ребёнка, поскольку столь агрессивно выраженный интерес к детской проблеме, напротив, усугубят положение. Одни малыши ещё больше занервничают, другие назло станут грызть ноготки. Лучше поискать более позитивный способ помощи ребёнку.
  2. Обязательно следует пообщаться с ребёнком, чтобы установить «спусковой механизм». Иногда обнаружить причину помогают методы, раскрывающие подсознательные и скрытые проблемы. Например, можно предложить малышу нарисовать школьный урок, приятелей, домочадцев. Чёрные краски, явный негатив свидетельствуют о проблемной сфере жизни.
  3. Попробуйте больше времени проводить с маленьким «грызуном». Обязателен телесный контакт (поглаживания по головке, объятия, массаж пальцев), приятные слова, обсуждение насущных проблем. То есть проведённые с ребёнком часы и минуты обязаны быть наполненными позитивными эмоциями.
  4. Необходимо ухаживать за собой, чтобы продемонстрировать позитивный образец поведения. Глупо ожидать отказа ребёнка от откусывания ногтевых пластин или заусениц, если кто-то из близких родственников (особенно значимых для малыша) сам грызёт ногти и постоянно толкает пальцы в рот. Научите девочку ухаживать за ногтями!
  5. Если ребёнок подобным нежелательным способом вымещает агрессию, покажите ему социально одобряемые формы её проявления. Например, посещение спортивных кружков, разнообразных соревнований, контактных игр способствует выплёскиванию негативных эмоций, которые уже не направляются на свою личность.
  6. Займите ребёнка ручным трудом, к примеру, рисование, ваяние, работа с ножницами, выжигание не только займут ручки, но и принесут малышу массу позитивных моментов. Девочкам постарше подойдёт вышивание крестиком. Кроме того, снять перенапряжение помогают фактурные предметы – камни, детали конструкторов, пупырчатые мячи и прочие небольшие вещи.
  7. Рассказать о негативных последствиях нужно – неприятные истории часто производят должный эффект на ребятишек старшего возраста. Подростки могут самостоятельно найти в интернете различные «страшилки» в виде фотографий паразитов, заводящихся в желудочно-кишечном тракте. Маленькому ребёнку можно предложить рассмотреть через микроскоп грязь из-под ногтей, в которых могут находиться разные неприятные существа.
  8. К творческому ребёнку необходим неординарный подход. В частности можно сочинить сказочную историю, которая рассказывает о двух героях – один грызёт ноготки, а второй – не имеет подобную привычку. Вот почему с первым мало кто общается и играет из-за неприятно выглядящих рук, а у другого – множество приятелей. Сказочная терапия положительно и опосредованно воздействует на детское сознание.
  9. Необходимо пересмотреть дневной распорядок. Так, двухлетним ребятишкам и деткам постарше важно обеспечить комфортную психологическую атмосферу, частые прогулки на улице. Школьникам необходимо оставить больше свободного времени, не давить с оценками, успешностью и учебной нагрузкой.
  10. Если провоцирующим возникновение онихофагии фактором становится неожиданная разлука с любимой мамочкой после постоянного с ней нахождения, то подобное расставание способно стать серьёзным стрессом. Важно постепенно приучать ребёнка к самостоятельности и независимости, например, следует на короткое время отводить его к бабушке, в садик, чтобы он привыкал к нахождению без матери.
Если же заочные советы никак не помогли, следует обратиться к психологу или неврологу. Возможно, у ребёнка сформировалось невротическое состояние, одним из признаков которого часто являются навязчивые движения.

Медикаментозная помощь

В тяжёлых ситуациях двумя профильными и самыми важными специалистами, с которыми в обязательном порядке стоит пообщаться, становятся невролог и гастроэнтеролог.

Медикаментозная помощьПервый поможет подобрать успокоительные медикаменты. Второй проверит состояние кишечника и выпишет, если нужно, лекарства – фитопрепараты, успокоительные или витаминно-минеральные комплексы.

Крайне важно не давать ребёнку любое, казалось бы, безвредное лекарственное средство по собственному желанию.

В аптечных сетях представлен целый ряд горьких лаков, действующих наподобие традиционной горчицы: «Некусайка», «Belweder».

Они прозрачные, поэтому подойдут не только девчонкам, но и мальчикам. Продаются в детских отделах и специальные горьковатые мази.

Опасность подобных средств заключается в возможности попадания химических компонентов в глаза. Кроме того, родители всё-таки воздействуют на внешнее проявление вредной привычки, не работая с истинной причиной онихофагии.

Грызение ногтевых пластин и заусениц – распространённая проблема в детском и подростковом возрасте. Некоторые родители не очень серьёзно относятся к возникшей ситуации, считая, что малыш скоро её перерастёт.

Специалисты же советуют обращаться за помощью, особенно если взрослые не представляют, как отучить ребенка грызть ногти. Ну а ещё важно окружить деток любовью и вниманием.

Специальный психолог

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

5 комментариев к статье «Как отучить ребенка грызть ногти: причина нарушения, народные рецепты и рекомендации психологов»

  • 28.10.2016 в 05:56

    Дочери 10 лет и до сих пор не можем окончательно справиться с этой привычкой. Перегрузки в школе, желание быть первой среди сверстников, неприятные ощущения от пилочки, всё это вызывает желание кусать ногти. После бесед на короткое время привычка исчезает, но до первого стресса. Мы стали использовать красивые наклейки на ногти, красивые лаки для ногтей и постепенно привычка исчезает.

    Ответить
  • 03.10.2018 в 23:59

    Ребенку 4 года, и все до сих пор: и палец сосем, и грызем ногти. Перепробовала все, на какое-то время перестала делать, а потом опять начала и до сих пор никак не отучим.

    Ответить
  • 16.11.2018 в 21:04

    Честно говоря, не знаем, как избавиться от этой привычки. Уже 7 лет прошло, до сих пор грызет. Сколько не ругай — не понимает. Надо что-то делать срочно, а то никак. В детстве старшая дочь грызла, у нее увидела и вот результат. Ужас просто целый.

    Ответить
  • 22.12.2020 в 18:23

    Вроде она подросток и лет уже немало, но ногти грызёт без остановки.

    Ответить
  • 27.08.2021 в 18:46

    Я попробывала все методы,я не могу пеоестать грызть ногти..мне 13 лет.посогмте прожалуйста,меня ругабт за это,и сама я не хочу грызть ногти,но я не могу отучить себя от этого!!!

    Ответить

Добавить комментарий

  • Разделы сайта